Вагоны, кризис и логика
rovego — 25.11.2014 Итак, у нас экономический кризис: полноценный и всеобъемлющий, именно такой, который экономисты в учебниках называют "системным".В чем это выражается? В двух основных позициях: охвате всей экономики страны в целом и в распределении как на весь государственный механизм, так и на его отдельные части. Надеяться, как говорится в поговорке, конечно же, нужно на лучшее, однако реальные факты говорят, увы, об обратном, предрекая затяжную стагнацию в экономике. Подтверждают опасения и отдельные экономические эксперты. "С наибольшей вероятностью мы уйдем в "минус" в плане ВВП", - считает, например, зампред ВЭБа Андрей Клепач.
Ему вторят и прогнозы Высшей школы экономики, эксперты которой дают рост экономики на ничтожные 0,2% (кстати сказать, вообще никто из экспертов больше 1,3% роста не дает).
Думаете, наши власти этого не понимают? Еще как понимают, поэтому и готовятся к "тощим годам", начиная уже сейчас "потуже затягивать пояса": сокращаются расходы на социалку и образование, закрываются больницы (естественно, под красивыми лозунгами о модернизации, что-что, а лозунги у нас придумывать научились очень хорошо) и сокращаются специальные программы (как, например, была недавно свернута программа в области онкологии).
Не отстает от правительства и ЦБ, который поднял ставку сразу на полтора процента. Мелочь, думаете? Как бы не так, потому что к этой самой ставке привязана вся финансово-кредитная и банковская система России. Пример из жизни простого человека: вырастут ставки по кредитам (ипотека, потребительский и т.д.), но это еще полбеды, потому что рост ставки неизменно подхлестывает инфляцию, вызывая рост цен как у естественных монополий (да-да, они тоже пользуются кредитами), так и у мелкого и среднего бизнеса.
И на фоне всего этого, когда бизнес и так стонет под ударами то отдельных санкций, то экономического кризиса в целом мы видим хаотичные попытки Правительства спасти ... всего пару-тройку предприятий, причем, похоже, ценой целой отрасли. Примером может служить совершенно сюрреалистичная история вокруг Тихвинского вагоностроительного завода, которая уже поднималась в СМИ и блогах
Суть на самом деле достаточно проста: с мая прошлого года операторы могут продлевать срок службы отслуживших вагонов только на один год. С августа в силу вступил регламент Таможенного союза, в соответствии с которым продлевать срок эксплуатации вагонов теперь можно только с условием их модернизации и сертификации, причем процедуру будут должны пройти все старые вагоны. Ага, разом, чтобы перевозчикам, значит, жизнь медом не казалась, и задорого (по словам гендиректора ПГК Олега Букина, стоимость проделния срока службы вырастет вдвое, достигнув 850 тыс. рублей, что составит почти половину стоимости нового вагона). И еще один "маленький" нюанс: процедура и правила продления до сих пор не утверждены, а это значит, что операторы вынуждены приостанавливать подвижной состав с истекшим сроком службы. У ПГК приостановлено больше 13,5 тыс. вагонов, говорит представитель компании. У ФГК, как говорят, цифра и того больше - порядка 30 тысяч или 20% всего подвижного состава.
Кажется, дилемма-то совершенно проста: есть вагоностроители и есть вагоноремонтники. Поддержи одних -пострадают другие, поддержи других (что, собственно, и сделали), пострадает на самом деле вся отрасль. Самый простой пример: как вы думаете, куда денутся все эти списанные вагоны? Как справедливо опасается уже глава РЖД Якунин, останутся стоять на путях, мешая движению составов.
Стоимость нового обычного вагона составляет 1,9 млн. рублей, инновационного - 2,2 млн. Путем несложных рассчетов получаем цифру в 60 триллионов - именно столько должен заплатить ФГК за замену парка вагонов, примерно вполовину меньше (но тоже суммы измеряются в десятках триллионов рублей) - ПГК. Заплатят ли эти компании такие суммы самостоятельно? Большой вопрос, скорее всего речь пойдет о госдотациях, а значит, за то, чтобы спасти два вагоностроительных завода, из своего кармана заплатим уже мы с вами: теми самыми непостроенными поликлиниками, неотремонтированными дорогами, недолеченными больными и недоученными детьми.
Естественно, экономисты пытаются донести до правительства эту простую мысль. На днях глава РСПП Александр Шохин заступился за перевозчиков перед премьером Дмитрием Медведевым, написав тому специальное письмо с призывом отменить запрет на капремонт.
Пока никакого ответа на него не последовало, однако на то, что здравый смысл восторжествует, все-таки остается. Логично ведь, что в текущих условиях кризиса нужно не пытаться вдохнуть жизнь в одно-два предприятия, создав им фактически райские условия, а вытаскивать целую отрасль. К тому же, как показывает история, ни к чему хорошему такие "теплицы" еще не приводили, и вряд ли предприятие, выпускающее устаревшее, но при этом очень дорогое оборудование, станет мировым лидером в области вагоностроения. Так может направить усилия на вывод из кризиса старых, но еще исправно работающих и, что немаловажно, обладающих большими трудовыми ресурсами, вагоноремонтных заводов? А лично мне, как потребителю ЖД-услуг, плевать с большой колокольни на то, какого года выпуска тот или иной вагон, гораздо важнее, чтобы они исправно справлялись со своими обязанностями и перевозили грузы по нормальным, вменяемым тарифам.
Интересно, у нас когда-либо победит здравый смысл или будет, как обычно: хотели, как лучше, но получилось как всегда?
&********************************************************************************&
- Россия покинет Совет Европы в 2015 году
- НАТО и ЕС требуют от России разорвать военный договор с Абхазией
- Президент Турции заявил о неравенстве мужчин и женщин - феминистки готовы порвать его на части
- Реклама айфона на федеральных каналах - верх идиотизма
- На Украине запретили Великую Отечественную Войну
|
</> |