Ваеце. Величие Рахель. Рав Пинкус
moishederunov — 23.11.2010Сказано в Шульхан арухе (Орах Гаим глава 95, Мишна Брура подпараграф 5): " Во время Амиды человек должен молиться с закрытыми глазами (или молиться по сидуру, что приравнивается к тому, кто молится с закрытыми глазами).
Простой смысл этого закона состоит в том, чтобы человек не отвлекался на посторонние вещи во время молитвы Амида. Но принимая этот ответ все еще остается неясным, почему нужно закрывать глаза только во время молитвы Амида, другие части молитвы также требуют сосредоточенности. Почему мы не закрываем глаза во время Псукей де зимра?
Мы должны сказать, что здесь скрыто что-то более глубокое, и на самом деле, в соответствии с учением каббалы источник этого закона содержится в приведенном нами пасуке из Торы: "Лея была слаба глазами, а Рахель была красива и ликом, и станом" Каббала объясняет этот пасук так: "У Рахели не было глаз." (Видимо Каббала приходит к этому объяснению так: Тора должна была по аналогии с Леей описать глаза и Рахели. А почему же вместо этого Тора говорит о внешности Рахели а не о ее глазах? Каббала делает вывод, что у Рахели не было глаз, поэтому Тора о них и не говорит. Несомненно это высказывание каббалы нельзя понимать буквально!)
Поэтому когда еврей молится Амиду он должен закрыть глаза, таким образом сымитировав отсутствие у него глаз. О том кто молится Амиду с закрытыми глазами сказано: "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Шмот 33:20). Так комментируют этот пасук наши мудрецы благословенной памяти: "При жизни не видят, но видят в момент смерти" (Мидраш Бемидбар рабба 14:22). То есть в момент смерти человек видит Шхину. Но тот кто в течении своей жизни не закрывал глаза во время Амиды увидит не Шхину а ангела смерти упаси нас от этого Г-сподь.
Необходимо поня ь высказывание наших мудрецов, говорящее о том, что у Рахели нет глаз. Ведь мы знаем что они у нее были!Также нужно понять каким образом это связано с молитвой Амида, которую человек должен произносить с закрытыми глазами.
Когда мы вдумываемся в отличия между Рахелью и Леей, оказывается, что У Леи "есть глаза". Лея выражает мощь и величие еврейского народа: Реувен первенец еврейского народа, из Шимона выйдут преподаватели Торы для детей, из Леви выйдут первосвященники, из Йеуды царство, из Иссахара главы Санедрина, из Звулуна - те кто будут материально поддерживать еврейский народ. Это величие Леи!
Какой же вклад внесла Рахель в зарождение еврейского народа? На первый взгляд никакого. "У нее нет глаз". Другими словами своими глазами она ничего не видит. Мы можем охарактеризовать Рахель и все ее потомство так: Простой еврей.
Лея является праматерью всего великого что мы знаем о еврейском народе. Рахель же была матерью Йосэфа о котором сказано: "Мой дорогой сын Эфраим". Эфраим это сын Йосэфа. Следовательно весь еврейский народ здесь назван Эфраимом. Рахель праматерь вообще всех евреев, всех "простых евреев". (
Мы знаем, что Яаков не хотел жениться на Лее. Он рассуждал следующим образом: Кому нужно это величие? Царство приводит к тому, что человек меньше учит Тору. У царя нет времени учиться. Первосвященство тоже не нужно, ведь мы знаем, что Творец сказал царю Давиду:Для Меня более ценен один твой день изучения Торы чем тысяча жертв всесожжения которые в будущем принесет в Храме твой сын, царь Шломо.(Трактат Шабба 30а). Простой еврей, который сидит и учит Тору Вс-вышнему дороже, чем первосвященник служащий в Храме.
Поэтому Яаков хотел жениться на Рахель. Лея предназначалась Эсаву. Пусть от него и произойдет богатство, царство и т.д. А Яаков хотел лишь сидеть и учить Тору. Ему было бы достаточно одного хлеба с солью.
Так же считал и Ицхак, когда хотел дать благословение Эсаву, но Ривка не была с ним согласна, и считала, что благословения должен получить Яаков. Также Рахель считала, что Лея должна первой войти в дом Яакова, а вместе с ней и величие еврейского народа.
Таким образом " Глаза Леи слабые". Она видела величие. Она смотрела на свое будущее и видела величие еврейского народа. Первенство, царство, служение в Храме, главы Санедрина...
Рахель же "Была красива и ликом и станом", но у нее не было глаз. Она не ценила важность простого еврея. Оона не видела насколько она важна и ценна в глазах Яакова.
Это также и наша проблема, у нас тоже как будто бы нет глаз. Человек говорит себе: Если изучение Торы сделает меня великим главой йешивы -тогда это хорошее занятие. Если посредством изучения Торы я стану большим богачом, и смогу поддерживать йешивы - это тоже стоящее дело. Но просто так учить Тору??? Ведь она меня не сделает ни знатоком Торы ни богачом!!!
Это смысл высказывания "У Рахели был прекрасный мир, но у нее не было глаз"У нас нет глаз, мы не можем оценить насколько приятно и важно выучить один лист Талмуда простому еврею. Насколько важны Псалмы, которые говорит простой еврей.
Время когда человек молится Амиду это самый лучший момент в жизни еврея, когда еврей стоит перед Творцом.
В Иерусалиме жил один каббалист по имени Салман Муцапи. Он молился Шахарит в течении трех часов. Однажды, тот кто вел по молитву по окончании Амиды не отступил три шага назад. Тогда тот вскричал на него: Ты еще находишься перед Творцом!
Стоит еврей, молится Амиду и думает: Ну чего может стоить моя молитва?Что она может изменить?Вот я стою с закрытыми глазами и вообще не понимаю как эти слова могут что-либо изменить...
Мы не можем оценить важность и великолепие нашего стояния перед Творцом. Это время величия и мы не способны его понять и оценить.
В этом смысл фразы "У Рахели был прекрасный мир, но у нее не было глаз"
Понятно, что речь не идет только об молитве Амида, это относится ко всем аспектам еврейской жизни каждого еврея. У человека никогда не было так хорошо развито чувство зрения. Ведь сейчас у многих есть очки! Возможно причина в том, что раньше люди не носили очки по причине того, что они не были им нужны, либо потому что у них просто не было но видели они из рук вон плохо. В любом случае сейчас у каждого есть возможность видеть. Человек идет по улице и он может видеть далеко, далеко... Он знает, что творится во всем мире. Подносим газету и узнаем о том, что происходит в России, в Лондоне, Париже...Ведь каждый хочет быть образованным, интеллигентом.
Однако когда человек берет в руки Псалмы, молитвенник или Талмуд и старается сконцентрироваться на том, что там написано, в этот момент он очень похож на слепого. Он не видит в этих словах величия.
А если его спросят: Почему ты читаешь газету, а не Псалмы? Он ответит Вам: Поверьте если бы только мне показали всю духовную силу Псалмов я бы их читал не отрываясь весь день.
Если бы мне раскрыли глаза и показали всю красоту Талмуда, я бы никогда не открывал газет.
Рабби Акива Эйгер когда открывал Талмуд "видел Вс-вышнего".
Человек часто говорит себе: Если бы я читая пророчества Йешаяу, видел, то что видел он, я бы не распылялся на ненужные вещи. Но я ничего не вижу, мне скучно...
В этом наша проблема: Мы не видим наше величие, и насколько все что мы делаем - важно. Мы как будто не готовы закрыть глаза во время Амиды.
В общем-то у человека всегда есть выбор. Если у человека нет веры в силу своей молитвы он открывает глаза посередине Амиды и ... видит целый мир. Но тот у кого есть такая вера, он закрывает глаза. Он ничего не чувствует, но он знает, что стоит перед Творцом. И придет великий день, когда он сможет это увидеть и почувствовать. (Как уже было сказано имеется в виду день смерти). У многих из нас к сожалению такое понимание отсутствует. Мы молимся Амиду и ничего не видим. Ищем величие, хотим, чтобы наше сердце забилось посильнее любовью к Создателю, но сердце закрыто.Да и глаза наши остаются сухими. А если мы не видим величия в молитве, мы ищем его во внешнем мире...
Невозможно переоценить ущерб этого.Ведь в ту минуту когда наши глаза смогут открыться - они не откроются. Потому что мы уже сконцентрировались на чем-то другом, на чем-то более низком. Мы отключили себя от величия, у нас просто не хватило терпения молиться с закрытыми глазами.
Мы должны продолжать молиться с закрытыми глазами, продолжая свой путь. Еще придет день, когда мы увидим в каком мире живем. Человеку просто запрещено говорить себе: мне тут скучно. Там, за дверью есть огромный мир, интересный, как же я могу его потерять? Человек должен верить в силу Торы и силу заповедей.
Когда зашла речь о том, чтобы включить светские дисциплины в йешивах, рав Йосеф Хаим Зоненфельд сказал : Ученики раббана называются Машиахи (Избавители). Как сказано : "Не трогайте моего избавителя" (Теилим 105:15) И понятно, что когда мы имеем дело с Машиахом все то, что отвлекает от Торы может ему повредить.
Также человек должен относиться к себе. Когда приходят каникулы в йешиве человек думает: Зачем мне сейчас учиться, я все равно не вырасту знатоком Торы, так лучше я выйду на улицу, почитаю газету. Или он думает так: Верно, нужно все время повторять, но у меня такая голова, я всегда все так быстро забываю, зачем тогда тратить усилия. С Б-жьей помощью лет через пять выучу этот трактат еще раз.
Этот человек попросту не верит, что в ЕГО изучении Торы скрыта невероятная сила. Вся его жизнь должна быть как одна длинная молитва Амида с закрытыми глазами. Когда человек открывает глаза и "смотрит на окружающий мир, он свидетельствует о своем недостатке веры в Б-га.
Давайте поверим в невероятную силу одной минуты изучения Торы. Это очень хорошо объяснено в 4 разделе книги Нефеш ахаим. Единственная вещь которая от нас требуется это вера: Закрыть глаза и поверить, быть тем о ком сказано : Прекрасный мир и нет у нее глаз".
Когда Рахель пожертвовала Яаковом, отдав его Лее, тем что передала знаки - это был особый момент в мировой истории. ( Яаков зная о лицемерии Лавана, договорился с Рахелью о знаках, по которым он определит, что на свадьбе именно Рахель. Эти знаки знали только Яаков и Рахель).
Известно, что когда еврейский народ уходил в галут пророк Ирмияу взывал о помощи ко всем праотцам и праматерям. Он взывал к Аврааму, Ицхаку и Яакову в пещере Махпела, к Моше раббейну, и все они просили Вс-вышнего о милосердии (в соответствии с Мидраш Эйха).
Сказал им Творец: То что вы говорите это верно, но это все же не перевешивает грехов еврейского народа.
Все это продолжалось пока к Всевышнему не пришла Рахель. Ее плач слышался очень далеко. Она сказала так: Владыка мира, Ты знаешь как меня любил праотец Яаков, он работал ради меня семь лет, а когда я уже собралась выйти за него замуж, мой отец попросил меня, чтобы вместо меня за Яакова вышла замуж Лея. А я не только промолчала выразив этим свое согласие, более того я передала ей условные знаки. Я отдала ей праотца Яакова, вечность еврейского народа, все это лишь для того, чтобы Лея не устыдилась. Я своими руками ввела соперницу в свой дом. Так и Ты Вс-вышний если еврейский народ ввел в Твой Дом чужое, прости их!Именно в заслугу Рахели евреи удостоятся избавления.
Но все-таки в чем состояло превосходство Рахели над всеми праотцами и даже Моше рабейну? Мы же не можем так просто пренебречь нашими праотцами.
Объяснение этому видится следующим. Когда Авраам прыгнул в огненную печь, если бы мы спросили его в этот момент: Авраам, почему ты жертвуешь своей жизнью? Он бы ответил нам: Нимрод угрожал мне, если я не поклонюсь идолу, то он бросит меня в огненную печь, и я жертвую своей жизнью ради моей веры в Б-га.
Если бы мы спросили Ицхака во время, когда Авраам приносил его в жертву, почему он отдает свою жизнь? Он бы ответил: Потому что Вс-вышний приказал моему отцу принести меня в жертву.Если бы мы спросили Яакова почему он так тяжело работал всю жизнь? Он бы ответил нам: Я занимался всю жизнь формированием еврейского народа. Да и Моше раббейну буквально сражался с ангелами, чтобы удостоиться получить Тору. Когда у человека есть высокая цель, он может достичь огромных высот.
Но если бы мы обратились к Рахели и спросили бы ее? Рахель, почему ты отказываешься от Яакова, от еврейского народа, от вечности? Ты можешь удостоиться того, чтобы и Реувен и Шимон и Леви и Йеуда и Иссахар и Звулун - все они произошли от тебя??? Храм, первосвященство, царство, все высоты еврейского народа выйдут от тебя! Сам Яаков этого хочет, так почему же ты отказываешься? Разве Б-г тебе это повелел?
Нет, ответит она, я это делаю лишь для того, чтобы моя сестра не стыдилась.
В чем была цель этого самопожертвования? Неужели Рахель произнесла Шма Исраэль, в момент передачи знаков своей сестре?Из-за того маленького, минутного чувства, она потеряла Храм, Мошиаха, потеряла все!
Рахель действительно прекрасный мир, у которого нет глаз.
Я уверен, что если бы Рахель слышала бы все это, она бы сказала: А я не вижу ничего великого в своем поступке.
Но на самом деле в ее поступке скрыто огромное величие. Она сделала правильный выбор. Ее сестра была старше, и если бы Рахель вышла замуж раньше она была бы этим пристыжена. Поэтому Рахель отказалась от всего ради своей сестры. Это является величием!
Рахель является прекрасным миром- у нее много прекрасных поступков.Но у нее нет глаз - она служит Творцу, не оценивая высоко, то что она делает. Ей не нужно величие, первосвященство. У нее только одна цель -выполнять желание Б-га. Поэтому именно Рахель удостоилась того, что ради ее заслуг евреи удостоятся избавления.
Практическая сторона всего вышесказанного: С одной стороны каждый из нас является прекрасным миром, насколько хорошими мы можем быть.Однако у нас нет глаз и мы должны терпеливо ждать, не открывая глаз другому миру. Если мы закроем глаза и посвятим их Творцу, придет день и нам раскроется Шхина во всем великолепии.
|
</> |