В. В. Налимов: Язык вероятностных представлений

Книга Налимова 'Облик науки' состоит из статей, написанных в разные годы. Глава 'Почему мы пользуемся вероятностными представлениями при описании внешнего мира' вышла в виде препринта в 1976 году. Ниже я приведу цитаты из линии обсуждения, связанной с сопоставлением языка детерминизма и языка на основе вероятности.
Налимов трактует детерминизм как установку на использование логики и причинно-следственных связей:
'Детерминизм как понятие имеет двоякое значение. В широком понимании – это безусловная вера в силу и всемогущество формальной логики как средства познания и описания внешнего мира. В узком понимании – это представление о том, что все происходящее в мире подчинено причинно-следственным связям, и, более того, – уверенность в том, что эти причинно-следственные связи, по крайней мере принципиально, всегда могут быть установлены и что к их установлению и сводится, собственно, познание мира.'
После этого следует интересный ход, когда поиск причин связывается с самыми ранними представлениями о мире:
'Причинно-следственная интерпретация явлений внешнего мира, по-видимому, свойственна самым ранним формам человеческого мышления. Во всяком случае, в доступном сейчас для наблюдения первобытном обществе, с его малопонятными нам формами дологического мышления, понятия случая просто не существует.'
Далее прослеживается отрицательное отношение к случайности в европейской культуре (Аристотель, схоласты, Кант) и становление идеала детерминизма в классической физике. В философии Налимов отмечает Гегеля (Наука логики), который не отвергал случайность, но, к сожалению, понять Гегеля непросто:
'Это единство возможности и действительности есть случайность ... <�Случайное> есть непосредственная действительность; оно не имеет основания ... Но случайное – это действительное как нечто лишь возможное ... оно имеет основание ... Случайное не имеет основания потому, что оно случайно; и точно так же оно имеет основание, потому что оно случайно ... Здесь имеется единство необходимости и случайности; это единство следует назвать абсолютной действительностью.'
Далее: https://blog.rudnyi.ru/ru/2025/02/nalimov-yazyk-veroyatnosti.html