В свое время писал о молодых генералах начала 19-го века применительно к


И совершенно случайно узнал о человеке, который гораздо больше подходил под все характеристики персонажа Цветаевой, чем Александр Алексеевич Тучков. Молодой князь Михаил Петрович Долгоруков родился в 1780 году. Получил отличное домашнее образование. Зачислен в Павлоградский легкоконный полк (будущие Павлоградские гусары) в возрасте 15 лет. Уже через год в качестве прикомандированного офицера принял участие в походе Каспийского корпуса генерала Зубова против персов и их вассалов на Кавказ. В семнадцать лет переведен в Москву - все еще в армейских частях, но уже капитаном. В Петербург попал в 1798 году - сперва в кавалергарды, потом в Преображенцы. Там, конечно, начался бешеный рост: в 18 лет - майор, в 19 - подполковник.

В 1800 году - полковник, но не при частях, а при свите. Побывал в Париже. После убийства Павла не был отправлен от двора, как многие фавориты покойного Императора, но, наоборот, принят в свиту Александра. В 1801 году отпущен со службы "для продолжения образования" и использовал это время с пользой, объездив половину Европы и известную часть Средиземноморья. Он был очень красив и пользовался большим успехом у женщин. По некоторым свидетельствам (не вполне достоверным, впрочем), был влюблен в одну из великих княжен, причем ее брат - император Александр - вроде бы даже не возражал против брака. Однако, не срослось, и в конце концов молодой князь утешился в несколько скандальных, но искренних и живых отношениях с княгиней Голициной. Они очень любили друг друга и могли бы быть счастливы в браке, но, в отличие от Маргариты Нарышкиной, Авдотья Ивановна не получила развода от мужа.

С 1805 года Долгоруков опять в армии, где проявил бесстрашие, достойное лучших представителей кавалерии. Под Аустерлицем действовал с Мариупольскими гусарами, ранен в грудь навылет, но быстро оправился, и, приняв командование Курляндскими драгунами, сражался практически во всех битвах русской армии в войне Третьей коалиции. Выжил в бойне при Прейсиш-Эйлау, за которую получил Георгия 3 степени.
Но военная удача в конце концов заканчивается. В русско-шведской войне 1808-1809 гг. Долгоруков, произведенный в генерал-майоры, был прикомандирован к корпусу Николая Алексеевича Тучкова. У Тучкова он получил назначение в Сердобольский отряд - формирование пограничников из четырех эскадронов Митавских драгун и сотни казаков, в мирное время занимавшееся охраной границы. Сердобольцы хорошо знали местность, поэтому их использовали в качестве своеобразного отряда для дальних операций в лесной местности. Долгоруков сменил генерала в должности командира отряда генерала Алексеева, не слишком удачно действовавшего в бою при Пялкъярви. Отряд был усилен артиллерией, пехотой и дополнительными кавалерийскими частями. Присоединив к себе часть пехоты 4-й дивизии Голицины, Долгоруков совершил марш на соединение с Тучковым, по дороге опрокидывая шведско-финские отряды. Соединившись с Тучковым, Долгоруков был назначен последним командовать авангардом. Целью Тучкова было разбить корпус генерала Сандельса. Позиция шведов была весьма сильной.

Долгоруков начал атаку шведских позиций поздним утром, не дождавшись подхода главных сил. Формально это была ошибка, но князь опасался, что шведы окончательно сожгут мост через протоку между двумя озерами. Шведы повредили мост, но русские саперы его отремонтировали под огнем, и 4-й егерский полк ворвался на шведские позиции. Долгоруков начал развивать успех. шведы контратаковали и отбросили наших. Видя это, князь бросился восстанавливать порядок и попал под обстрел шведской батареи. Трехфунтовое ядро разорвало грудь молодого генерала, но лицо осталось неповрежденным.

Русский авангард был отброшен за мост, но прибытие Тучкова с основными силами остановило Сандельса, который уже собирался форсировать пролив и перебить отступающие части. Артиллерийская перестрелка продолжалась до ночи, но было ясно, что сражение проиграно. Русская армия потеряла убитыми ранеными и пленными в два с половиной раза больше, чем шведы. Среди погибших был и генерал Долгоруков. Ему было 28 лет. Тело генерала вынесли с поля боя. Он был похоронен в Александро-Невской лавре:

Как видим, Михаил Долгоруков гораздо больше, чем Александр Тучков, соответствует описанию стихотворения Цветаевой. Но он погиб не в войну двенадцатого года, поэтому стихотворение посвящено не ему, хотя, как я уже говорил, Тучков-четвертый в момент гибели был не молодым человеком, а зрелым мужчиной тридцати четырех лет.