В СССР такого пренебрежения не было


Пару дней назад буквально… Иду, ни о чем плохом не думаю. Белый день на дворе, неожиданностей не предвидится, тати ночные (читай — гопники и прочая нечисть) по домам сидят, от солнышка (или намеков на него) прячутся.
Вдруг откуда ни возьмись (ну, на самом деле с детской площадки, так -то), вылетает на меня герой былинный. Богатырь годиков трех. Такой весь ух, щечки на шарфе лежат, в комбинезончике теплом едва поворачивается.
Двумя ручонками в толстенных варежках неловко держит... Хотел написать меч, но решил не переть против истины, был у богатыря пистолет с намеком на лазерность — то есть лампочкой, мигающей красным, на конце дула и пищалкой -завывалкой.
И киндеровским голосом этот богатырь молвит мне:
-Луки велх, я чеоовек павук!
Задрал руки вверх (мне не сложно, а «чеоовеку павуку» приятно), а там и бабушка богатырская подлетела, забирать героя в отведенное для геройствований место…
А я задумался: в какой момент дети перестали играть в отечественных героев, полностью переориентировавшись на западных? И почему это произошло?
Во времена моего детства, кстати, тоже дети уже все больше «иностранщиной» увлекались. Но, собственно, какой иностранщиной — в индейцев мы играли, или в мушкетеров (это, уже, конечно, постарше трех лет, скорее, начальные классы школы). Но полностью иностранными этих героев назвать было нельзя — Гойко Митич, заслуженный индеец всего социалистического мира, был полностью наш. Да и мушкетеры — ну какие из них французы, когда в фильме все актеры наши, привычные?
Впрочем, отечественные герои тоже из зоны внимания не упускались. Был период, когда мы все Штирлицами были (наверное, «17 мгновений весны» в очередной раз показывали»). А так — разведчиками советскими, героическими солдатами, сражавшимися против «фрицев» (хотя «фрицами» никто не желал быть), в пионерских лагерях и в деревнях (когда там собирались летом у бабушек-дедушек) игра в войнушки по умолчанию подразумевала «красных» и либо «белых», либо «гестаповцев».
Кем еще были? Ах да, Жегловым и Шараповым (кто не помнит, это из «Место встречи изменить нельзя».
А вот помладше, в детском саду, помнится (но без особых подробностей) Мальчишами-Кибальчишами мы всей группой стремились стать. Даже девчонки со своими куцыми косичками и санитарными сумочками с нарисованными акварелью или гуашью красными крестами. На этой почве даже споры были — мол, какой из тебя Мальчиш-Кибальчиш, если ты — Светка и у тебя бантики!
А теперь вот… Человек —паук!
Впрочем, неудивительно. Старые герои наши, будем уж честны, дл нынешних детей не особо актуальны. Это в наши времена считалось, что ребенок историю страны должен знать чуть ли не с пеленок, а сейчас даже о Великой Отечественной рассказывать в садике, например, воспитатели боятся — вдруг деточка так впечатлится, что родители прибегут с претензиями?
Про революцию и гражданскую войну вообще молчу, в каком классе сейчас этот отрывок истории изучают? Не очень в курсе того, как сейчас построена школьная программа по этому предмету, но вот коллега недавно в ужасе жаловался — дочери задали доклад о Владимире Ильиче Ульянове, так она впала в истерику, пытаясь понять, кто такой Ленин и каким боком он к Ульянову относится. А девица в девятом классе, на минуточку.
Мушкетеры с индейцами у детей и подростков не в фаворе, а младшее поколение хорошо, если о Незнайке помнит. Остальные детские герои наших времен — те же Мурзилка, Самоделкин, Петров и Васечкин, Электроник — они для детушек непонятны, скучны и вообще, никаких суперсил не имеют!
И новых у нас, чтобы «свои, родные» были, тоже не придумали. Таких чтобы они детей цепляли. Делается что-то «в русском стиле», но у авторов то задача финансирование отработать, и потому получается унылая политизированная (или религиозная) туфта, уж простите, вызывающая оскомину, то они хотят свою продвинутость показать и ударяются в такие аллюзии и сыплют метафорами да отсылками, что потом никто, кроме самих авторов, творение и смотреть не может (разве что жюри на фестивалях).
Нет, снимать что-то приличное (игровое, веселое, легкое, как и полагается в жанре детских фильмов и мультиков) начали. Цикл про богатырей (я о мультфильмах говорю, если что). Или вот фильм — «Последний Богатырь», обе части. Но так то, это ведь не для самых маленьких развлечения. Больше на аудиторию постарше рассчитаны они.
У нас Полина любит «Сказочный патруль». Отечественный мультфильм но, по сути, он заточен под запад и герои там — тоже уже «западные». Да и «Маша и Медведь» тоже самое — в западном стиле. И простоквашинцы «европеизировались», и Волк с Зайцем.
И самое интересное — сейчас часто слышу, что в СССР стремились уничтожить национальные культуры, привести всех к единому знаменателю «хомо советикусов». Но как помню я, в советские времена такого пренебрежения к культурным традициям — хоть русским, хоть представителей союзных республик — не было. Сотни мультфильмов, посвященных национальным героям. Десятки фильмов на эти же темы.
А сейчас вот…«Чеоовеки-пауки».
Вам от этого не грустно?