В споре рождается отсутствие маркетинга
foutrova — 14.09.2010 Теги: Медведев Лебедев На прошлой неделе мы с подругой поспорили о том, есть ли в Иркутске маркетинг или он полностью отсутствует. Вадик отказывается включать в список наших услуг, дополнительные услуги по маркетингу. Но я и подруге, и Валику талдычу одно и тоже, что у нас в Иркутске есть маркетинг, и что он как был сто лет назад, так еще ближайшие двести лет никуда и не денется. Поэтому эти услуги будут нужны и востребованы, и это могут не понимать разве что только заблудившиеся, слепые и пьяные туристы.Но и Вадик, и Катя убеждали меня в обратном. И тогда мы с Катей поспорили, что тот, кто окажется прав, оплачивает путевку с отдыхом на Байкале. Вадик был свидетелем этого спора, и разрубил наше рукопожатие, засвидетельствовав тем самым наше противостояние.
Так как моя подруга Катя, является корреспондентом одной уважаемой иркутской газеты, то она решила совместить приятное с полезным, и выиграть спор, и заработать денег, написав об этом статью.
И как вы думаете, кто выиграл спор?
Моя подруга не сидела на месте, и решила связаться с одной популярной маркетинговой компанией Медведев Маркетинг. У них, как ни как, маркетинг возведен в ранг названия. И уж кому, как не им, лучше знать о ситуации с маркетингом в Иркутске.
Катя отправила им вопросы о маркетинге для своей статьи, и сегодня она прислала мне уже готовую статью, в которой Алексей Осин подробно ответил на ее вопросы, и тут же в нашем споре определился победитель и проигравший.
Вот, та самая статья:
Отсутствие маркетинга в Иркутске
Использование такого инструмента в бизнесе как маркетинг, перестает пользоваться той популярностью, которая когда-то у него была. Такая тенденция образовалась в период недавнего мирового кризиса, который и подорвал веру бизнесменов в такую науку как маркетинг. И сегодня за осмысленным разъяснением о нынешнем положении маркетинга в Иркутске, я обратилась в агентство Медведев Маркетинг. На мои вопросы компетентно согласился ответить основатель и генеральный директор агентства Алексей Осин.
1. Большинство компаний в Иркутске, на сегодняшний день, перестают пользоваться маркетингом. Как вы считаете почему?
Смотря, что понимать под маркетингом. Если маркетинг – это теоретические выкладки, которые потом не применяются - это правильно. Малый бизнес больше должен ориентироваться на интуицию и практические наблюдения. Он может ошибаться и должен это. Это - конкурентное преимущество малого бизнеса. Классический маркетинг нужен большим компаниям, у которых нет права на ошибку.
2. К примеру, если взять киоск в микрорайоне или латок в торговом центре, то в их затратах не встретить расходы на маркетинговые исследования, потому что владелец, вполне возможно, и не знает о маркетинге, но зато он точно знает о том, что в этом проходимом месте его товар будет полностью распродан. Даже если бы он знал о маркетинге, то как бы это повлияло на его прибыль, если он и без того реализует весь свой товар?
Маркетинг - это не только маркетинговые исследования. Это еще и маркетинговое мышление. Это и поиск методов продавать больше и дешевле, пусть и не научный поиск. Исследование не даст вам точных ответов, что и как делать. При этом на исследование надо тратить достаточно внушительные средства.
Гораздо более правильным подходом будет генерация возможных маркетинговых гипотез и проверка их адекватности на практике.
А главными причинами роста бизнеса являются два фактора - ценности и амбиции руководителя, и его умение привлекать правильных людей на ключевые роли в компании.
3. А если взять крупные фирмы Иркутска, то первыми кого начали сокращать во время кризиса - это маркетинговые отделы. Не говорит ли это о не значительности маркетингового направления в развитии даже крупных предприятий?
В правильной компании маркетинг - это не отдел. Маркетинг - это философия, в которой каждый сотрудник работает на привлечение, максимальное удовлетворение и на обеспечение возврата клиентов. Такая деятельность не может мешать бизнесу. А вот всякие теоретизирования, вроде маркетинговых исследований, анализа рынка и т.п. - что дает пищу "настоящему" маркетингу, но не является им - вполне нормально может быть сокращено, когда денег не хватает. Тут в сложные времена можно положиться на интуицию, коллегиальное мнение, или на крайний случай обращаться в специализированные аутсорсинговые компании, у которых могут быть подходящие для анализа данные.
4. В последние годы профессия маркетолога стала менее престижной, из-за чего на соответствующих факультетах ощущается существенный недобор студентов. Как этот недостаток восполняется в вашем агентстве?
Один российский гуру маркетинга советует - не берите на работу маркетологов. Берите на работу математиков - у них гораздо лучше развито маркетинговое мышление. Нам с одной стороны сложно, но с другой - легко. Студентов в ВУЗах обучают теоретическому маркетингу. К реальности это часто имеет небольшое отношение. Мы же работаем в области, которой нигде не обучают - это Интернет-маркетинг. Мы берем людей двух типов. Первый - это самоучки, которые на практике попробовали каково это - приводить клиентов из Интернета. Им мы объясняем основы, которые тут же применяются на практике. Второй тип - это проактивные, амбициозные молодые люди, которые привыкли всего добиваться собственными силами. Им мы даем много теории и практическую задачу, которая позволяет понять, как эта теория работает. Через месяц такой человек уже может стать специалистом в определенной области, а через 3 месяца - специалистом в Интернет-маркетинге. Таким образом главное - это не знания, а качества людей, которые к нам приходят, их умение приобретать знания и навыки.
5. Гуру маркетинга Филипп Котлер в одном из своих интервью подтвердил, что классическая маркетинговая теория давно уже не работает. Как вы считаете, прав ли основатель этой науки и почему?
Принципиально в маркетинге ничего не устарело. На самом деле мы сейчас возвращаемся к маркетингу, который был сотни лет назад - когда каждый продавец обхаживал своего покупателя. Тогда все основывалось на личных отношениях. Главным было - выстроить правильное общение. Потом какое-то время настало время массового производства, и товары просто продавались без какого-либо намека на личный контекст. Сейчас все возвращается на другом качественном уровне. Потребитель общается не с продавцом-человеком, а с брендом и представителями бренда. Бренд - прекрасный инструмент для организации массового общения, массового вовлечения потребителей в диалог, в игру.
6. Что ваше агентство предпринимает для привлечения новых клиентов, в кризисных условиях для маркетинга в Иркутске?
Нам помогают наши принципы: развитие, профессионализм, личностный рост. Мы каждые три месяца выводим нашу работу на качественно новый уровень. Применяем настоящий маркетинг - оптимизируем бизнес-процессы, выстраиваем системы наставничества, анализируем и увеличиваем удовлетворенность клиентов, внедряем новые актуальные услуги. Так, недавно внедрили услугу брендинга. Консультировались с лидерами рынка. К нам приходит много людей с идеей, которую надо правильно описать, упаковать, а затем вывести компанию в лидеры. Мы разрабатываем платформу бренда и, применяя наработанные инструменты в Интернет-маркетинге, помогаем бренду и его потребителю найти друг друга.
Именно постоянное развитие позволяет нам работать в основном с московскими клиентами. Иркутск - не наш целевой рынок.
7. В названии вашего агентства имеется слово маркетинг, и это понятно, но почему в его названии также присутствует фамилия нашего действующего президента?
Когда-то давно, лет 6 назад, когда мы начинали нашу деятельность, в Интернете было принято иметь псевдонимы. У меня, тогда еще студента БГУЭП, был псевдоним - Алексей Медведев. С тех пор мы так и называемся. Что называется - попали в тренд.
8. Как вы относитесь к параграфу Ководства, популярного дизайнера Артемия Лебедева, в котором он утверждает, что маркетинга не существует?
Каждый амбициозный человек считает своим долгом продвинуть им придуманный термин, естественно заменив им другие. Лебедев продвигает слово "дизайн"; Игорь Манн продвигает термин "маркетер", заменяя им "маркетолог", "брендинг"; тренеры по продажам продвигают термин "продажи", говоря, что все в нашей жизни - продажи. Все хотят выделиться, войти в историю, создать свою теорию - и это нормально. Это хорошо влияет на бренд. Личный бренд, бренд профессии, бренд отрасли. К тому же люди мыслят образами - и может быть образ, созданный Лебедевым, позволит кому-то лучше понять устройство бизнеса и места предпринимателя, творца в нем.
9. Какие вы видите перспективы развития маркетинга в Иркутске? И каких целей ваше агентство собирается достигнуть в ближайшие 10 лет?
В Иркутске все очень грустно. Здесь, что говорится, пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Когда к нам в массовом порядке начнут приходить федеральные компании, с мощными брендами, с отстроенной коммуникационной политикой, с четким позиционированием и обостренной клиентоориентированностью - только тогда 99% иркутских предпринимателей спохватятся. Но будет уже поздно. Хороший бренд - как человек - растет и крепнет только на своих ошибках. А ошибки совершать уже будет нельзя...
Через 3 года у нас стоит цель стать лидирующей компанией в области Интернет-маркетинга в России. Мы будем делать бренды и выводить их в лидеры федерального масштаба. 10 лет - большой срок.
____________________________________
Судя по тому, что даже генеральный директор агентства Медведев Маркетинг говорит, что Иркутск не их целевой рынок, то очевидно, что нам нет никакого смысла включать в наш список предложений, дополнительные услуги маркетинга, из-за его отсутствия в Иркутске.
Обидно, но спор есть спор, и я его проиграла, и теперь мне прейдется раскошелиться на отдых для Кати, любительницы яростно поспорить и бесплатно поотдыхать.
|
</> |