В Синод Русской Православной Церкви
rocormoscow — 04.02.2024 Его ВысокопреосвященствуВысокопреосвященнейшему
архиепископу Мартину
Севастопольскому и Крымскому.
Письмо-обращение.
Арий 20-го века.
«Яко сотвори Мне
величие Сильный, и Свято Имя Его,
И милость Его в роды родов
боящимся Его.»
Песнь Пресвятой Богородицы
на каждодневной утрене.
Владыко благословите.
325 г. Первый Вселенский Собор. Когда Арий излагал пред Отцами Собора своё еретическое учение, то многие затыкали уши, чтобы его не слышать; присутствующий при этом святитель Николай, одушевлённый ревностью по Бозе, подобно ревности пророка Ильи, не вынес хулений ересеучителя и ударил его по щеке. Отцы Собора, негодуя на подобный поступок святителя, решили лишить его архиерейского сана. Но это решение они должны были отменить после одного чудесного видения, бывшего некоторым из них: они видели, что с одной стороны святителя Николая стоит Господь Иисус Христос с Евангелием, а с другой – Пресвятая Богородица с омофором, и вручает ему знаки епископского сана, коих он был лишён. Вразумлённые свыше Отцы Собора перестали упрекать святителя Николая и воздали ему честь, как великому угоднику Божию.
Арий возмутил Церковь Божию богохульным учением о Лице Господа нашего Иисуса Христа, низводя Его на степень твари. Первый Вселенский Собор, созванный святым Царём Константином предал анафеме ересеначальника Ария с его еретическим учением. Затем один за другим, как грибы после дождя, стали появляться иные ересеначальники: Несторий, Евномий, Македоний, Диоскор, Савелий, Ориген и другие. Затем возникла ересь иконоборческая, и прочие. Но все они посекались мечом веры Христовой, и судом святых Церковных Соборов предавались анафеме все еретические восстания врат адовых.
В начале 20-го века, а именно в 1911 г., возникла новая и весьма тонкая ересь имяборчества. Сатана проник в самый оплот Православия – во Святую Гору Афонскую, а затем и в недра Церкви Российской – Святейший Правительствующий Синод в лице членов его: архиепископа Антония Волынского, архиепископа Сергия Финляндского и ещё пяти других членов. Всесвятое, достопоклоняемое и вседержавное Имя Божие, которому «поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2,10), Имя Творца всяческих эти архиереи низвели на степень тварного человеческого имени, чем тяжко восхулили Его, и объявили эту ересь официальным учением Российской Православной Церкви, что и закрепили в своём послании от 18 мая 1913 года.
Защитники славы Имени Божия – имяславцы числом 1500 человек мужественно пошли в изгнание на лишения и страдания, тяжесть и лютость которых ведома Единому Богу: судебный приговор Святейшего Синода в лице архиепископа Антония Волынского, архиепископа Сергия Финляндского и других пяти членов определил: лишить сана монашества, а кто имеет, и сана священнического, считать их простыми мирянами, лишёнными гражданских и церковных прав. Если кто из них заболеет, хотя бы к смерти, не приобщать их Святых Таин, а умерших – не погребать на христианских кладбищах. Такой дьявольский приказ от имени Святейшего Синода циркулярно был разослан по всей России приходским священникам и всем монастырям.
Также по всем приходам и монастырям рассылалась для подписи богохульная имяборческая грамота Святейшего Синода Российской Церкви, в которой было похулено Имя Господне, и в которой указывалось: кто не согласен с этим учением об Имени Божием, того лишить сана священства, монашества, отлучить от Церкви… и проч.
Вскоре после официального похуления Имени Божия большинством иерархов, духовенства и христиан совершилась безбожная революция, – попущенное Богом отступление, – которая дала широкую дорогу безбожию и открытому богохульству – Имя Божие стало произноситься только в ругательствах, без всякого запрета со стороны безбожных властей. И повинна в этом имяборческая ересь, главными идеологами которой были архиепископ Антоний Волынский и архиепископ Сергий Финляндский.
Хула на Имя Божие есть хула на Бога, а хула на Бога есть хула и на Имя Его.
Из этого вытекает вывод: ересь имяборческая тождественна ереси Ария.
Поэтому, владыка Мартин, я, недостойный, ходатайствую перед Вами и митрополитом Василием о предании анафеме ересеначальника имяборческой ереси архиепископа Антония Волынского (Храповицкого) и иже с ним архиепископа Сергия Финляндского (Страгородского) и передаю это прошение на рассмотрение Святейшего Синода Русской Православной Церкви: ересеначальнику имяборческой ереси архиепископу Антонию Волынскому (Храповицкому) и иже с ним архиепископу Сергию Финляндскому (Страгородскому) и всем еретикам имяборцам – анафема.
В духовной борьбе с имяборцами основную тяжесть понёс иеросхимонах Антоний (Булатович), защищавший славу Имени Божия в своих духовных сочинениях: «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус», «О почитании Имени Божия», «Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества».
Богослов Т. А. Сенина выпустила книгу: «Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и её византийский контекст».
После изучения богословских трудов иеросхимонаха Антония (Булатовича), в своём фундаментальном богословском труде Т. А. Сенина сделала вывод: «Религиозная философия иеросхимонаха Антония (Булатовича), представляя собой выдающееся, и в некотором роде, исключительное явление на фоне русской богословской мысли дореволюционной эпохи, является органическим продолжением, и отчасти творческим развитием философских взглядов Византийских Отцов Православной Церкви» – стр. 351.
В приложении книги изложена служба в честь преподобномученика Антония (Булатовича), исповедника Афонского, составленная монахиней Кассией (Т. А. Сениной), в 2011 году. Поётся последование святого Антония и святого Великого Князя Александра Невского вкупе 23 ноября (6 декабря) в день их памяти.
Послесловие:
Патриарший Синод, несмотря на то, что в 1914 г. на суде Московской Синодальной Конторы под председательством митрополита Макария были восстановлены все права 1500 гонимых прежде имяславцев: монашеские, священнические, в коих они были на Св. Горе Афонской, и открыты были им права поступать в любой монастырь по всей России, – в 1918 году вновь запретил имяславцам, в том числе и о. Антонию, священнослужение и причащение, постановив: что они могут быть приняты в общение лишь при отречении от имябожничества и заявления своего подчинения святой Церкви. В ответ о. Антоний заявил 8 ноября 1918 г., что отлагается от всякого духовного общения с церковной властью, впредь до разбора по существу Священным Собором. После этого о. Антоний год прожил отшельником в имении своей матери в Луцыковке (Украина) и был там убит в ночь с 5 на 6 декабря 1919 г. После о. Антония главным предводителем имяславцев стал архимандрит Давид.
Ещё в письме от 7 мая 1912 г. о. Антоний (Булатович) писал архиепископу Антонию Волынскому, редактору журнала «Русский инок» и просил его напечатать в журнале своё письмо. В письме он указывал, что имяславцы не возводят Имени Божия по существу на степень Божества отдельно от Бога и не поклоняются Имени Иисус отдельно от Бога, т. е. не являются имябожниками, но архиепископ Антоний Волынский этому не внял, продолжая возводить на имяславцев клевету, и письмо не напечатал.
Из службы святым о. Антонию и Вел. Князю Александру: стихира по 50-м псалме:
«За Отечество земное, бравшеся со враги, за Небесное же поборающе на еретики, слава земли Российския явилися еста, Александре и Антоние, веру соблюдоста и течение скончаста, получивше венцы правды от Христа Царя, тем же присно Тому молитася за ны, чтущия вашу память верно» [приложение книги мон. Кассии (Т. А. Сениной) «Последний византиец», с. 440].
Вновь обращаюсь к Вам я, окаянный, Ваши Высокопреосвященства архиепископ Мартин и митрополит Василий с ходатайством о прославлении иеросхимонаха Антония (Булатовича) в лике святых, пострадавшего за защиту Славы Имени Божия, и передаю прошение на Ваше рассмотрение. 28 ноября/11 декабря 2023 г. память преподобномуч. Стефана Нового, исповедника Константинопольского. Протоиерей Владимир.
Использованная литература:
- Семь Вселенских Соборов. Типография преп. Иова
Почаевского. Джорданвиль. 1988.
- Иеромонах Паисий. Вменихомся якоже овцы заколения.
Воспоминания об афонской смуте. — СПб. —
2008.
- Протоиерей К. Борщ. Имяславие. Сборник
богословско-публицистических статей, документов и комментариев. Т.
I. – Москва, 2003.
- Т. А. Сенина «Последний византиец».
Санкт-Петербург. 2013 г.
- «И на Имя Его будут уповать народы»
(Мф. 12, 21) . Диомид, епископ Анадырский и Чукотский.
Мартин, архиепископ Севастопольский и
Крымский.
|
</> |