В России забыли о 750-летии Александра Невского († 1263), победившего в телеконкурсе «Имя России»
expertmus — 15.12.2013 Оригинал взят у expertmus в Совместная выставка Псковского музея и Псковской епархии к празднованию Дней воинской славы России750 лет со дня блаженной кончины св. блгв. князя Александра Невского († 1263)
6 декабря 2013 г. патриарх Кирилл (Гундяев), выступая с проповедью в Троицком Александро-Невском женском монастыре в Акатово под Москвой (Клинский район), который отмечал свой престольный праздник, попытался объяснить, почему Русская Православная Церковь не празднует в этом году 750 лет со дня преставления св. блгв. князя Александра Невского: «Замечательная юбилейная дата - сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг - великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение… И сразу после его смерти - такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) - народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых».
Обращаясь ко времени земной жизни благоверного князя, патриарх Кирилл напомнил о своем тезке-первосвятителе: «Церковь в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника святого благоверного князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о святом благоверном князе сохранили для нас летописи, и мы знаем, какова была признательность Церкви и всего народа святому благоверному князю за подвиг его жизни».
Образ благоверного великого князя Александра Невского работы палехских иконописцев, а также вложенные в киот иконы схимонашеский параман и крест с частицей мощей святого князя (см. фото) из храма во имя святого Александра Невского в Пскове – часть монументального цикла «Житие Александра Невского», удостоенного Государственной премии России, – дар храму Святейшего Патриарха Алексия II. Параман и крест с частицей мощей святого князя некогда принадлежали преподобному Севастиану Карагандинскому (прославлен в лике святых в 1997 г.; память 6/19 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Как рассказал протоиерей Олег Тэор, настоятель храма во имя святого князя Александра Невского в Пскове, параман и крест с частицей мощей святого князя Александра Невского, которые некогда принадлежали преподобному Севастиану Карагандинскому, в Александро-Невском храме находятся с 27 января 2000 года. Передал эти святыни хранивший их более 30 лет настоятель храма Жен-Мироносиц в Пскове убиенный протоиерей Павел Адельгейм: его детство прошло в Караганде, он был одним из духовных чад старца Севастиана. Некогда крест с частицей мощей святого князя Александра Невского принадлежал одному из оптинских старцев – преподобному Нектарию (память 29 апреля / 11 мая и 11/24 октября). Иеромонах Севастиан был келейником старца вплоть до его кончины.
В иконописи до XVIII в. Александр Невский изображался как преподобный: на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ) он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с Александром Неувским представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ); крышка ковчега-мощевика Александра Невского кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК) - на свитке текст: «По[т]щимся со усердием, взыдем на гору Г[оспо]дню»; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (Russisch Нeilige in Ikonen: 2000 jahre Orthodoxe Kirche in der Russ', 988-1988 / Museеn der Stadt Recklinghausen, 20 Nov. 1988 - 15 Jan. / Hrsg., F. Ullrich. Recklinghausen 1988. S. 49) с надписью: «Преподобный Александр Невский»; шитые покровы XVII-XVIII вв. (ГВСМЗ, ГРМ).
В XIX в. палехское иконописание считалось лучшим в России, и разработанный палешанами иконографический тип изображения князя был признан тогда эталонным. Одна из ранних работ этой темы - фресковая композиция в Крестовоздвиженском храме (Палех). Местное предание приписывало его оформление московским иконописцам, братьям М.И. и П.И. Сапожниковым. Единственным источником, содержащим сведения о времени выполнения росписей, является храмовая запись, сделанная при обновлении церкви. В ней назван 1807 г. Однако А.В. Бакушинский (а реставрация проходила на его памяти) утверждал, что среди палешан бытовало мнение о более поздней дате. Сапожниковы будто бы появились в Палехе в 1812 г., спасаясь бегством из Москвы, и работали здесь два года.
Изографам предписывалось изображать Александра
иноком - это указание закреплено в первом из дошедших до нас
лицевых иконописных подлинников - Строгановском, содержащем образцы
конца XVI-начала XVII вв.: «в схиме, ризы преподобническия,
кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза
багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (БАН. Строг. №
66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.). В той же иконографии
представлен князь в Толковом подлиннике Г.Д. Филимонова, основанном
на материалах XVIII столетия. Под 23 ноября читаем: «...святого
благоверного князя Александра Невского, Владимирского чудотворца,
преставися в лето 6771; подобием: брада аки Козмина, в схиме,
кудерцы видеть маленько из-под схемы, риза преподобническая, испод
дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист». Палехские
иконописцы знали ранний извод. Возможно, на основе их произведений
как раз и составлял свой подлинник Г.Д. Филимонов. Во всяком случае
его описание и изображение Невского героя палехским иконописцем
достаточно близки.
Вероятно, по этому же образцу выполнены изображения Александра
Невского на всех минейных иконах, с него же написана фигура
схимника на патрональном образе «Василий Великий и избранные
святые», на котором, возможно, представлены покровители известной в
Палехе семьи иконописцев.
Однако кроме светского образа Александра Невского известен другой - иноческий. Оба извода связаны с историей канонизации великого князя. Александр Невский скончался 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге, похоронен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре. Весть о кончине св. Александра, принявшего перед смертью монашеский постриг с именем Алексий, достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении из Орды. Блаженный митрополит Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!». Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита. Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной. «Драгоценная отрасль священного корня, – молитвенно взывает Церковь к блгв. князю, – блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище… Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение».
На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских (СПГИАХМЗ), Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона.
В 1381 г. были открыты его мощи, которые прославились даром чудотворений. Тогда уже было установлено местное празднование в честь благоверного князя. Как общерусский святой Александр Невский был канонизирован церковным собором 1547 г.
Святой
благоверный князь Александр Невский.
Пешехоновская мастерская.
1861 г.
174 x 73.
Государственный музей палехского искусства, Палех.
Инв. 787.
Княжеская иконография Александра Невского представлена в монументальной живописи и книжной миниатюре XVI - XVII вв.: в росписи 1565 г. Архангельского собора Московского Кремля святой изображен в богато расшитой шубе и княжеской шапке, с крестом в правой руке; на миниатюрах лицевого жития, входящего в Лицевой летописный свод (РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 927 об., 938; 2-я пол. XVI в.),- также в княжеском одеянии, в иллюстрациях с батальными сценами - в шапке, плаще и доспехах. Утверждение княжеской версии в изображении Александра Невского связано с событиями Нового времени. 30 августа 1724 г. св. мощи благоверного князя (вернее, оставшаяся их часть - они сильно «огорели» на пожаре 1491 г.) были перенесены императором Петром I в созданную им в Петербурге Александро-Невскую Лавру. Отныне Петр I повелел отмечать день памяти князя 30 августа. Именно в этот день тремя годами ранее был заключен Ништадтский мир. Во славу Александра Невского по поручению государя Гавриилом Бужинским была сочинена особая служба. Указом святого Синода от 15 июня 1724 г. строго предписано на будущее изображать Александра Ярославича не в монашеских, а в великокняжеских одеждах.
Вторая, более поздняя редакция нашла значительное распространение в палехском искусстве. Все лучшие иконы палехских писем этой поры представляют Александра Ярославича либо в княжеском, либо в воинском костюме. Необходимыми условиями изображения князя в Подлиннике поздней редакции названы: естественная поза, одежда, вооружение, Невский герой - «возрастом средовек, подобием - рус, плечист телом, сановит и добротою исполнен; власы кудреваты и кудерцы видеть, борода невелика и ус знать».
Точно по Подлиннику выполнена композиция в Грановитой палате Московского Кремля, стенопись которой восстановлена в 1882 г. «иконописцами села Палеха, братьями Белоусовыми». «Благоверный царь и великий князь Александр Ярославич Невской» представлен в княжеском костюме. На нем шуба соболья нараспашку до самого подола: приволока бархатная, багряная в кругах. Княжеская риза лазоревая с золотой каймой. Ноговицы - порты зеленые, сапоги желтые. Символы святости - нимб и крест, атрибут царской власти - держава.
В воинском костюме были свои особенные детали: короткое исподнее платье (оно называлось срачицей); поверх него надевались доспехи; латы полагалось делать «клетчатые» или «пернатые», цветом золотые. Обязательный атрибут князя-воина - меч. Таким представлен великий князь на двух патрональных иконах: «Избранные святые» 12 и «Святый князь Александр Невский» с предстоящими Иоанном Златоустом, Василием Великим, апостолом Аристархом, Марией Египетской, мученицами Александрой, Людмилой и Надеждой - покровителями семьи иконописцев Дыдыкиных. На тыльной стороне доски - надпись, сделанная в 1971 г.: «Икона, принадлежащая семье Дыдыкиных. 1885-1890-е годы. Писали лица: Дыдыкин Василий Александрович. Платьи: Дыдыкин Иван Александрович...». И.А. Дыдыкин был доличником, т. е. мастером, выполнявшим на иконах одежды (платья). Доличники обычно были хорошими знаменщиками. Они сочиняли композицию, детально прорисовывали ее, затем рисунок с бумаги механически переносился на доску. И.А. Дыдыкиным создан эскиз этой иконы и несколько других, также посвященных Александру Невскому.
Иконописные рисунки дают разнообразные
иконографические типы изображения князя: однофигурные,
многофигурные, житийные композиции. Судя по надписям, на всех этих
прорисях, «сколках», «слепках», «припорохах» рисунки использовались
по нескольку раз. Традиция работы над образом Александра Невского,
сложившаяся в палехском искусстве еще в XVIII в., никогда не
прерывалась. Ее логическим продолжением стал знаменитый триптих
«Александр Невский», созданный в 1942 г. прославленным российским
художником, потомственным палешанином П.Д. Кориным.
Посетители выставки смогут увидеть предметы вооружения,
боевое оснащение коней и всадников из археологической коллекции
Псковского музея-заповедника. Вниманию зрителей также будут
представлены вещи XIII-XIV вв. из раскопов старого Порховского
городища, основанного Александром Невским в 1239 г.
Среди экспонатов – 6 копий миниатюр из Лицевого
летописного свода Ивана Грозного с «Житием Александра Невского»,
посвященных истории Пскова. Среди них особый интерес представляет
«Освобождение Пскова», «Моление Александра Невского в Троицком
Соборе», «Поход к месту Ледового побоища», «Сеча», «Встреча
псковичами войска Александра Невского».
Храм Александра Невского в Пскове предоставил для выставки
несколько икон. Одна из них – бесценный дар Святейшего Патриарха
Алексия II († 5 декабря 2008) - талантливая работа палехских
иконописцев «Святой благоверный князь Александр Невский в житии»,
удостоенная Государственной премии России в области литературы и
искусства (см. илл.). Цикл этого Жития состоит из 7
икон и 5 вставок, писанных темперой и золотом. В киоте иконы
содержится крест с мощами Святого благоверного князя Александра
Невского.
Напомним, что Александро-Невские чтения входят в программу празднования дней воинской славы России, стали традиционными для Псковской земли. Чтения проводятся накануне 18 апреля, когда в России отмечается День победы воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.