
В России настало время серости


Серости, какой не было даже во времена позднего СССР. Настало время примитивной исполнительности, охранительства, соглашательства, пустого лизоблюдства и послушного кивания. Подобные качества чрезвычайно ценимы на не менее серой верхушке. Но причём здесь заглавная картинка с очередью явно не за колбасой?
Потому что очередь эта за искусством. И, по всей видимости, повторения таких феноменов мы дождёмся нескоро. Та самая очередь на Серова, прогремевшая в Москве восемь лет назад и окутанная невиданным для данной сферы количеством мемов, случилась тогда благодаря уволенной недавно с поста директора Третьяковки Зельфире Трегуловой. Первый её громкий шаг на новом посту. И ведь что в данной связи любопытно - она не была в этом качестве никакой оппозиционеркой, наоборот, вполне себе системным персонажем (и даже доверенным лицом). Но, как говорится, есть нюанс. Зельфира Исмаиловна - профессионал высочайшего класса, причём, обросшая знаниями и опытом не где-нибудь, а на зловещем Западе. Отсюда и соответствующий подход к развитию той же Третьяковки, отсюда популяризация русского авангарда и пришедшего ему на смену современного искусства (и не только отечественного), отсюда и яркие выставки с перформансами, и много чего другого. Желание сделать новое и нестандартное, освежить, вывести на мировой уровень. Самое же страшное - действовать смело, самостоятельно и независимо.
Увы, не оценили, не поняли. Заподозрили неладное. И как следствие - не простили. Яркий маркер - фоновое злорадство и брюзжание многочисленных охранителей на зарплате. Причём, непременно привязывающее к фронтам и боям. Нечто вроде "Хочется надеяться, этот период нашей новейшей истории закрыт. Если планируем победить, то и искусство должно быть искусством, а не вот это вот всё". Не уточнили только, как коррелируют ограниченность и неприятие нового с армейскими успехами где-нибудь под Бахмутом. Однако уверены - новая директорка придёт, порядок наведёт. И неважно, что не стажировалась у Соломона Гуггенхайма, что не отличит выставочный зал Университета Ка’Фоскари от Сомерсет-хауса. Главное - порядок, дисциплина и хождение строем в серых костюмах. А искусство - только залитованное и утверждённое горкомом.
Сергею Петровичу Капице приписывают фразу: "Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек". Согласитесь, сегодня как нельзя актуально.
|
</> |
