В преддверии, так сказать

Неумолимо приближается кельтский Самхейн, праздник сбора урожая и почитания духов предков. Под разными именами он был известен миру - римским праздником богини Помоны, католическим Днем Всех Святых, протестантским Днем Гая Фокса, современным американским Хеллоуином, наконец. От последнего иные «темные эстеты» воротят нос, считая его балаганно-попсовой профанацией, порождением американского коммерческого духа, «веселому быдлянскому празднику», давно утратившему «изначальный сакральный смысл торжества». В чем-то эти упреки справедливы, но нельзя не заметить, что именно в Америке, этот праздник стал по сути чем-то большим, чем рудиментом давно ушедшего кельтского язычества. Именно в США Самхейн объединил традиции самых разных народов, в той или иной форме почитавших Темных божеств.
Представления о Хеллоуине, как времени
разгула темных сил, принесли в Новый Свет выходцы из кельтских
земель- ирландцы и шотландцы. Однако уже тут на изначальный
кельтский праздник стали нанизываться и иные мистические традиции и
предания, имеющие по сути языческую основу. В Аппалачских горах
шотландские и ирландские поселенцы жили бок о бок с немецкими
колонистами, особенно много их проживало в штате Пенсильвания. В
сферу деятельности живших там немецких знахарей входили,
целительство, ясновидения и даже частично черная магия, высоким был
интерес и к астрологии и оккультизму. Пенсильванские знахари
чертили таинственные рисунки якобы обладающие магической силой- так
называемые « hex-знаки», что
иногда переводится как «знак ведьмы» от немецкого слова 'Нехе' –
«ведьма, колдунья». Они чертились на домах, дверях, амбарах, даже
носились при себе как амулеты. Изготовлять такие знаки мог только
посвященный колдун-«Hexenmeister», сопровождавший свои действия
особой заклинательной формулой. Согласно поверьям пенсильванские
ведьмы кутили на кровавых шабашах- буйных полуночных сборищах, не
обходившихся без обнаженных тел, жертвоприношений и
плясок.
Именно там стали появляться легенды о Джерсийском Дьяволе -
странном существе с крыльями как у летучей
мыши, хвостом, лошадиной головой и тонкими, похожими на журавлиными
ногами, с раздвоенными копытами. Его обвиняли в том, что он ворует
детей и высасывает кровь из скота. По легенде его родила не то
ведьма, не то просто сердитая женщина в сердцах проклявшая своего
ребенка. Первые упоминания о встрече с
Джерсийским Дьяволом относятся к середине 18 века, но и по сей день
встречаются люди уверяющие, что сталкивались с этим загадочным
существом лицом к лицу. Еще один сходный персонаж: Снэллгейстер
– мифическое существо, обитающее возле Голубого
хребта вблизи Браддок Хайтс, штат Мэриленд. Впервые рассказы о нем
появились в среде немецких иммигрантов около 1730 года ( интересно,
что рассказы о Джерсийском Дьяволе относятся примерно к тому же
времени -1735 год). Монстра, названного «Шнеллер Гейст», что
означает "быстрый дух" на немецком языке, описывали как нечто вроде
сирены с кошмарными особенностями демонов и вампиров. Снэллгейстер
был описан как полурептилия, полуптица с металлическим клювом, с
острыми как бритва зубами, иногда с подобными осьминогу щупальцами.
Он налетает молча с неба забрать и увезти его жертв. Самые ранние
истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь у своих жертв.
Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали
Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на
амбарах.
Если на севере США на кельтский праздник наслаивались немецкие
верования и мифологические представления, то на
американском Юге происходили заимствования иного
рода. Местные негры-рабы, также верили в возвращение мертвых
предков, мир духов, находящийся в контакте с миром живых,
сверхъестественные способности колдунов и ведьм, силу заклинаний и
пророчеств. Совпадения в африканской и европейской фольклорных
традициях лишь добавляли больше убедительности каждой из
них. Американские негры, не сомневавшиеся в
истинности, распространенных на родине суеверий, представляли собой
благодатную почву для восприятия европейского фольклора. Поздними
ночами на кухнях в домах юга белые жены плантаторов, носительницы
английской народной культуры, поверяли сокровенные тайны чернокожим
служанкам, те пересказывали их своим детям, а те своим. Обе
традиции переплетались, сохраняя в себе как европейские, так и
африканские черты. Парадоксально, но силу большей необразованности
негритянского населения, в его среде европейские обычаи связанные с
Хеллоуином, гораздо дольше сохранялись в негритянской среде, белое
же население юга обратились к иным, менее мистическим сторонам
праздника. Впрочем оно и не удивительно - на родине Вуду на Гаити,
первое ноября считается праздником Барона Самеди – главного
среди духов кладбищ и могил «гуеде», почитаемого как одного из
важнейших божеств в пантеоне Вуду. А его жена- Мадам Бриджит
производная от Бригид или святой Бригитты, кельтской богини поэзии,
кузнечного дела и врачевания. Она, должно быть, прибыла на Гаити в
сердцах высланных шотландских и ирландских служащих. Так кельтские
верования и божества переплетались с верованиями чернокожих - и на
островах Вест-Индии и в южных штатах США. На
протяжении всего 19 века происходило смешение
европейского фольклора ( не только ирландского и английского, но и
французских поселенцев Луизианы) с вудуисткими верованиями, что
отразилось в праздновании Хэллоуина. Культ божества-змея, вера в
«скачки ведьм» и оборотней Rougarou,
колдовство - все это так или иначе находило свое
отражение в празднике вбиравшем в себя образы и культы многих
племен и народов.
По мере продвижения на Запад, Хеллоуин
обогатился традициями испанской католической Мексики, также богатой
преданиями о Дьяволе, ведовстве, магии и историями о
сверхъестественных явлениях. Так округ Президио в Техасе, например,
претендует на то, чтобы быть резиденцией Сатаны, ибо здесь
находится пещера, называемая Пещерой Дьявола (El Cuevea Del Diablo). Легенды,
которым обросло это место, в конечном итоге пригодились и для
Хэллоуина, а по всей округе жители стали жечь костры с целью
отпугнуть ведьм устраивавших в эту ночь оргии. Мексиканские ведьмы
– брухи славились своим могуществом, злобностью, как и к колдунам
Вуду иил европейским колдунам. Католические обряды и предания
испанцев сплелись с языческими верованиями ацтекской Мексики. Там и
по сей день население празднует свой аналог Хэллоуина - Dia
de Los Muertos, или День мертвых. Эта традиция
появилась много столетий назад среди коренных жителей страны: майя
и ацтеки ежегодно приносили дары Миктекацихуатль, "госпоже
мертвых". В домах сооружают семейные алтари с
фотографиями почивших, украшают их цветами, раскладывают мелкие
безделушки, когда-то любимые покойником, ставят свечи. Но главное -
ofrendas, подношения. Сейчас покойников балуют пивом и шоколадками,
но основное блюдо - pan de muerto"Хлеб мертвых"
- готовят по рецептам вековой давности. По улицам бродят ряженые.
Королева бала - Katarina, Дама-Смерть в шляпе с перьями и платье с
оборками, Скелет, La Flaca, украшает собой витрины. Ночью кладбища
усыпаны цветами, украшены тысячами свечей. Открываются ворота в
Миктлан - ацтекское царство мертвых.
Смешение религиозных верований испанских католиков и
мексиканских индейцев породило мифологическую культуру, по своей
жизненной энергии и силе, не уступавшей евро-африканской на Юге или
германо-ирландской на Севере. И все эти традиции
почитания Темного Бога, столь разные у множества
народов и рас оказались объединенными в
американском «плавильном котле», потенциально
превращающего чисто кельтский языческий праздник во всеобщее
торжество Темного Владыки. Боги мрака приобретают обличье то
крылатых демонов из сумрачных германских лесов, то ацтекской богини
мертвых вечно жаждущей человеческой крови, то саркастичного Барона,
Хозяина Кладбища и его белокожей супруги на которой еще видны следы
кельтской татуировки. Когда тот, кто идет путем Тьмы отмечает
Самхейн, он вправе не только отдавать должное
его былому значению, но и одновременно дополнять его все новыми
образами и смыслами, взятыми из различных традиций и
объединенных общей темной тематикой.