В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

топ 100 блогов olga_srb02.08.2018 Прочитала на прошлой неделе одну чудесную книгу и теперь не могу понять: зачем нам министерство просвещения?

То, какой должна быть система образования, не только хорошо известно, но и прекрасно описано! Фактически, можно взять книжку и считать ее руководством к действию. Для уточнения деталей и профилактики ошибочных решений можно посетить страну, в которой уже создана идеальная школьная система, и аккуратно скопировать опыт, прошедший проверку временем.


В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

Зачем тратить деньги на финансирование новых отечественных проб и ошибок, если уже известно, что надо делать? Имеющиеся средства следует инвестировать во внедрение той системы, которая вполне пригодна для тиражирования.

Автор – американец, имеющий практический опыт работы как в американских, так и в финских школах; ему хватает квалификации для того, чтобы быть экспертом и объективно сопоставить две образовательные системы: финскую и не-финскую. Однако признание финского школьного образования лучшим – не его частное мнение, а результат, объявленный Международной программой оценки образовательных достижений.

Итак, просто перечислю характеристики идеального – финского – школьного образования. Если они вас заинтересуют, то подробнее можно ознакомиться с ними в книге Тимоти Уокера.

Ключевая цель школьного образования в Финляндии – ориентация на благополучие, здоровье и счастье детей. Из нее логично следует все, что перечислено ниже.

1. отсутствие частных школ и конкуренции в Финляндии означает, что все учебные заведения должны быть хорошими независимо от того, где находятся и кого обучают. С учетом того, что нас постоянно пытаются убедить, будто конкуренция способствует повышению качества (по личному опыту знаю, что это – не так!), этот пункт является одним из убедительных опровержений

2. в каждой школе есть «группа поддержки учеников», в которую входят специалисты, готовые прийти на помощь ребенку в любой ситуации (особые образовательные потребности, трудная жизненная ситуация и др.)

3. в финских школах отсутствует жесткая иерархия: руководители ведут уроки наравне с рядовыми преподавателями

4. школьное образование дополняет мощная сеть внешкольных ассоциаций, клубов и организаций, которые помогают организовать свободное время. Во внешкольных активностях дети и подростки получают знания и навыки, дополняющие материал, усвоенный в школе. Итог – прекрасен: 90% молодых финнов имеют по крайней мере одно хобби и демонстрируют лучший в мире уровень образованности.

В отличие от Финляндии, во многих странах, включая Россию, детей с раннего возраста подталкивают к успеху, внушая ребенку ответственность за то, что он должен стать гордостью семьи. В Финляндии считают, что счастье – не результат успеха, а его предварительное условие. В этом – принципиальное отличие, подтверждением правильности которого служит уровень жизни финнов.

Перемены дети проводят на улице и на переменах они отдыхают. То же самое делают учителя! 15-минутные перерывы используются не для решения организационных вопросов, а для отдыха, причем, как отдыхать – бегать по площадке или играть в математическую игру – ученики решают вместе с учителем. Если педагог видит, что в ходе урока дети утомились, он делает перерыв тогда, когда это нужно для восстановления сил.

Государственная программа «Финские школы в движении», призванная помочь детям и учителям вести активный образ жизни, уже дает свои результаты: все, что можно делать, не сидя в классе, делается вне класса или в сопровождении физической активности. Раньше я уже писала о своих приятных впечатлениях, привезенных из последних путешествий: европейские ученики постоянно занимаются с учителями на свежем воздухе, а не в классах. Кстати, и в классах всегда открыты окна, и ученики открывают их, не спрашивая разрешения учителя, если им душно.

Продолжительность учебного дня в Финляндии значительно меньше, чем, например, в США или в России. «Чем больше, тем лучше» - принцип, пагубный как для образования, так и для медицины. Гарантией хорошего результата является качество, а не количество, и всем – ученикам и учителям – надо регулярно восстанавливать силы.

Финляндия – страна победившего минимализма, под которым понимается не аскетизм, а простота. «Меньше и лучше» - принцип, прекрасно реализованный и в дизайне, и в образовании. Уютные незахламленные пространства квартир и классов создают приятный настрой на деятельность. Опираясь на личный опыт, могу сказать: детям всегда легче заниматься в нежарком помещении, которое не замусорено всевозможными пособиями, следами творчества и прочей мишурой.

Все правила поведения, действующие в финских школах, направлены на одну цель – создание атмосферы полного спокойствия. Спокойный, миролюбивый настрой и доброжелательная рабочая обстановка – вот главное, что отличает финскую школу.

Конечно, в таких идеальных школах должны работать идеальные учителя. О том, кто такой идеальный учитель, я напишу в следующий раз.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Итак, вводные. Есть 5 комплектов дисков, новые в коробках. Отдаю примерно -25% от средней цены. Конечно комплектами. Применяемости не знаю, смотрите параметры. Диски новые в коробках. Один вроде от комплекта номер 1 стоял на витрине. Может имеет царапки от тряпочки протиралочки =))) все ...
Кто-нибудь знает, зачем некоторые мудни носят к майке еще и вязанную шапку на своей бестолковке? Летом, к примеру, в жару, или в помещении. Жара, а мудень в шапочке и майке (-алкоголичке, ппц), ну и некоторые еще обзаводятся штанами, которые всегда приспущены и волочатся. Я доселе только ...
Булгур дает долгое чувство насыщения, при этом у крупы низкий гликемический индекс - 46. Кашу можно употреблять как на завтрак, так и на обед. А ещё булгур помогает восстановить нарушенный обмен веществ, что тоже важно для процесса похудения. Крупа содержит множество витаминов ...
История про  "ошибку в программе", из-за которой закрыли небо над Европой ...
Нападающий "Спартака" Баженов выставлен на трансфер. Тренерский состав и ...