В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

То, какой должна быть система образования, не только хорошо известно, но и прекрасно описано! Фактически, можно взять книжку и считать ее руководством к действию. Для уточнения деталей и профилактики ошибочных решений можно посетить страну, в которой уже создана идеальная школьная система, и аккуратно скопировать опыт, прошедший проверку временем.

Зачем тратить деньги на финансирование новых отечественных проб и ошибок, если уже известно, что надо делать? Имеющиеся средства следует инвестировать во внедрение той системы, которая вполне пригодна для тиражирования.
Автор – американец, имеющий практический опыт работы как в американских, так и в финских школах; ему хватает квалификации для того, чтобы быть экспертом и объективно сопоставить две образовательные системы: финскую и не-финскую. Однако признание финского школьного образования лучшим – не его частное мнение, а результат, объявленный Международной программой оценки образовательных достижений.
Итак, просто перечислю характеристики идеального – финского – школьного образования. Если они вас заинтересуют, то подробнее можно ознакомиться с ними в книге Тимоти Уокера.
Ключевая цель школьного образования в Финляндии – ориентация на благополучие, здоровье и счастье детей. Из нее логично следует все, что перечислено ниже.
1. отсутствие частных школ и конкуренции в Финляндии означает, что все учебные заведения должны быть хорошими независимо от того, где находятся и кого обучают. С учетом того, что нас постоянно пытаются убедить, будто конкуренция способствует повышению качества (по личному опыту знаю, что это – не так!), этот пункт является одним из убедительных опровержений
2. в каждой школе есть «группа поддержки учеников», в которую входят специалисты, готовые прийти на помощь ребенку в любой ситуации (особые образовательные потребности, трудная жизненная ситуация и др.)
3. в финских школах отсутствует жесткая иерархия: руководители ведут уроки наравне с рядовыми преподавателями
4. школьное образование дополняет мощная сеть внешкольных ассоциаций, клубов и организаций, которые помогают организовать свободное время. Во внешкольных активностях дети и подростки получают знания и навыки, дополняющие материал, усвоенный в школе. Итог – прекрасен: 90% молодых финнов имеют по крайней мере одно хобби и демонстрируют лучший в мире уровень образованности.
В отличие от Финляндии, во многих странах, включая Россию, детей с раннего возраста подталкивают к успеху, внушая ребенку ответственность за то, что он должен стать гордостью семьи. В Финляндии считают, что счастье – не результат успеха, а его предварительное условие. В этом – принципиальное отличие, подтверждением правильности которого служит уровень жизни финнов.
Перемены дети проводят на улице и на переменах они отдыхают. То же самое делают учителя! 15-минутные перерывы используются не для решения организационных вопросов, а для отдыха, причем, как отдыхать – бегать по площадке или играть в математическую игру – ученики решают вместе с учителем. Если педагог видит, что в ходе урока дети утомились, он делает перерыв тогда, когда это нужно для восстановления сил.
Государственная программа «Финские школы в движении», призванная помочь детям и учителям вести активный образ жизни, уже дает свои результаты: все, что можно делать, не сидя в классе, делается вне класса или в сопровождении физической активности. Раньше я уже писала о своих приятных впечатлениях, привезенных из последних путешествий: европейские ученики постоянно занимаются с учителями на свежем воздухе, а не в классах. Кстати, и в классах всегда открыты окна, и ученики открывают их, не спрашивая разрешения учителя, если им душно.
Продолжительность учебного дня в Финляндии значительно меньше, чем, например, в США или в России. «Чем больше, тем лучше» - принцип, пагубный как для образования, так и для медицины. Гарантией хорошего результата является качество, а не количество, и всем – ученикам и учителям – надо регулярно восстанавливать силы.
Финляндия – страна победившего минимализма, под которым понимается не аскетизм, а простота. «Меньше и лучше» - принцип, прекрасно реализованный и в дизайне, и в образовании. Уютные незахламленные пространства квартир и классов создают приятный настрой на деятельность. Опираясь на личный опыт, могу сказать: детям всегда легче заниматься в нежарком помещении, которое не замусорено всевозможными пособиями, следами творчества и прочей мишурой.
Все правила поведения, действующие в финских школах, направлены на одну цель – создание атмосферы полного спокойствия. Спокойный, миролюбивый настрой и доброжелательная рабочая обстановка – вот главное, что отличает финскую школу.
Конечно, в таких идеальных школах должны работать идеальные учителя. О том, кто такой идеальный учитель, я напишу в следующий раз.
|
</> |