В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

топ 100 блогов olga_srb02.08.2018 Прочитала на прошлой неделе одну чудесную книгу и теперь не могу понять: зачем нам министерство просвещения?

То, какой должна быть система образования, не только хорошо известно, но и прекрасно описано! Фактически, можно взять книжку и считать ее руководством к действию. Для уточнения деталей и профилактики ошибочных решений можно посетить страну, в которой уже создана идеальная школьная система, и аккуратно скопировать опыт, прошедший проверку временем.


В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

Зачем тратить деньги на финансирование новых отечественных проб и ошибок, если уже известно, что надо делать? Имеющиеся средства следует инвестировать во внедрение той системы, которая вполне пригодна для тиражирования.

Автор – американец, имеющий практический опыт работы как в американских, так и в финских школах; ему хватает квалификации для того, чтобы быть экспертом и объективно сопоставить две образовательные системы: финскую и не-финскую. Однако признание финского школьного образования лучшим – не его частное мнение, а результат, объявленный Международной программой оценки образовательных достижений.

Итак, просто перечислю характеристики идеального – финского – школьного образования. Если они вас заинтересуют, то подробнее можно ознакомиться с ними в книге Тимоти Уокера.

Ключевая цель школьного образования в Финляндии – ориентация на благополучие, здоровье и счастье детей. Из нее логично следует все, что перечислено ниже.

1. отсутствие частных школ и конкуренции в Финляндии означает, что все учебные заведения должны быть хорошими независимо от того, где находятся и кого обучают. С учетом того, что нас постоянно пытаются убедить, будто конкуренция способствует повышению качества (по личному опыту знаю, что это – не так!), этот пункт является одним из убедительных опровержений

2. в каждой школе есть «группа поддержки учеников», в которую входят специалисты, готовые прийти на помощь ребенку в любой ситуации (особые образовательные потребности, трудная жизненная ситуация и др.)

3. в финских школах отсутствует жесткая иерархия: руководители ведут уроки наравне с рядовыми преподавателями

4. школьное образование дополняет мощная сеть внешкольных ассоциаций, клубов и организаций, которые помогают организовать свободное время. Во внешкольных активностях дети и подростки получают знания и навыки, дополняющие материал, усвоенный в школе. Итог – прекрасен: 90% молодых финнов имеют по крайней мере одно хобби и демонстрируют лучший в мире уровень образованности.

В отличие от Финляндии, во многих странах, включая Россию, детей с раннего возраста подталкивают к успеху, внушая ребенку ответственность за то, что он должен стать гордостью семьи. В Финляндии считают, что счастье – не результат успеха, а его предварительное условие. В этом – принципиальное отличие, подтверждением правильности которого служит уровень жизни финнов.

Перемены дети проводят на улице и на переменах они отдыхают. То же самое делают учителя! 15-минутные перерывы используются не для решения организационных вопросов, а для отдыха, причем, как отдыхать – бегать по площадке или играть в математическую игру – ученики решают вместе с учителем. Если педагог видит, что в ходе урока дети утомились, он делает перерыв тогда, когда это нужно для восстановления сил.

Государственная программа «Финские школы в движении», призванная помочь детям и учителям вести активный образ жизни, уже дает свои результаты: все, что можно делать, не сидя в классе, делается вне класса или в сопровождении физической активности. Раньше я уже писала о своих приятных впечатлениях, привезенных из последних путешествий: европейские ученики постоянно занимаются с учителями на свежем воздухе, а не в классах. Кстати, и в классах всегда открыты окна, и ученики открывают их, не спрашивая разрешения учителя, если им душно.

Продолжительность учебного дня в Финляндии значительно меньше, чем, например, в США или в России. «Чем больше, тем лучше» - принцип, пагубный как для образования, так и для медицины. Гарантией хорошего результата является качество, а не количество, и всем – ученикам и учителям – надо регулярно восстанавливать силы.

Финляндия – страна победившего минимализма, под которым понимается не аскетизм, а простота. «Меньше и лучше» - принцип, прекрасно реализованный и в дизайне, и в образовании. Уютные незахламленные пространства квартир и классов создают приятный настрой на деятельность. Опираясь на личный опыт, могу сказать: детям всегда легче заниматься в нежарком помещении, которое не замусорено всевозможными пособиями, следами творчества и прочей мишурой.

Все правила поведения, действующие в финских школах, направлены на одну цель – создание атмосферы полного спокойствия. Спокойный, миролюбивый настрой и доброжелательная рабочая обстановка – вот главное, что отличает финскую школу.

Конечно, в таких идеальных школах должны работать идеальные учителя. О том, кто такой идеальный учитель, я напишу в следующий раз.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В отношении блогера, "коуча по личностному росту и обогащению" Инны Тлиашиновой возбуждено уголовное дело об уклонении от уплаты налогов, она объявлена в розыск. «Установлено, что в период с 2020 по 2022 год Тлиашинова уклонилась от уплаты налогов на общую сумму с учетом штрафа в ...
Как думаете, инопланетяне ...
Город, вся история которого уместилась меньше чем в 50 лет. Возникший в эпоху алмазной лихорадки в Намибии, он поднялся на её волнах. Стал самым передовым городом Африки. Город Колпанскоп был основан в 1908 году. Незадолго до этого при строительстве железной дороги Людериц - Зехайм ...
О каком кризисе речь, когда бараны ломятся за последним никому не нужным айфоном?! Деньги некуда девать. Люди занимали места в очереди еще с ночи и прошлого вечера. Как выяснилось, не зря — по слухам, второе место в очереди было продано за 50 тысяч рублей (первый свое никому не отдал), ...
После отставки губернатора нашей Калужской области, Артамонова, на него просто тонны грязи обрушили… татарские националисты! Вот уж, казалось бы, этим-то что, да? Но никак не могут забыть и простить идею Артамонова, чтобы отмечать стояние на реке Угре. Там какие-то невероятные поэмы ...