В начале было чудо: дагеротип в России
cicerone2007 — 09.12.2011 На днях в Эрмитаже открылась прекрасная выставка «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России». Экспозиция занимает лишь один зал. Маленькие посеребренные пластины, на которых словно проступает изображение, хочется рассматривать бесконечно. Но надо обязательно еще взять в руки каталог, где помещены увеличенные изображения, и, пролистав его, вновь вернуться в зал. В витринах собраны портреты, поражающие необычайной убедительностью и выразительностью образов. Больше всего среди них мне были интересны светописные изображения знакомых по другим портретам людей. Например, портрет Елены Александровны Денисьевой. Только глядя на этот слегка иллюминированный дагеротип, я, наконец, смогла совместить в своем сознании стихи Тютчева и зримый образ его возлюбленной.Вот увеличенный фрагмент овального дагеротипа. Руки Денисьевой сомкнуты, они образуют еще один овал внутри рамки. Соотношение хрупкой фигурки и свободного фона добавляет образу ощущение хрупкости и беззащитности.
Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, —
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!
Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
Датируется портрет 50-ми годами XIX века. Вероятно, это первые годы ее трагического пятнадцатилетнего романа с женатым мужчиной. От смерти Денисьеву отделяет не больше десяти лет. Страстная женская любовь не смогла одолеть судьбу. Зато переживание утраты вызвало к жизни те стихи Тютчева, которые обессмертили его возлюбленную:
НАКАНУНЕ ГОДОВЩИНЫ 4 АВГУСТА 1864 г.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
А это героиня другого романа, у которого тоже не было счастливого конца – Авдотья Яковлевна Панаева:
Дагеротип, снятый в середине 1850-х годов в ателье Сергея Левицкого, появился где-то совсем рядом со стихотворением Некрасова, обращенным к Панаевой:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
Дагеротипы существовали недолго. Каких-то двадцать с небольшим лет. Потом их вытеснила фотография на бумаге. Первые дагеротипы датируются 1839 годом. Кстати, к этому году относятся 3 пластины, которые сам Дагер послал русскому императору. Их тоже можно увидеть на выставке. Пушкин чуть-чуть не дожил до изобретения фотографии. А Гоголь и Брюллов дожили. Портрет Карла Павловича, для меня – одно из главных открытий выставки. На мой вкус, он здесь гораздо обаятельнее, чем в живописных портретах или автопортретах:
Дагеротип начинался не с портрета, а с натюрморта и пейзажа. Другое дело, что потом стали преобладать портреты. Выставка знакомит и с интерьером. Вот дивный загадочный снимок. Свет обтекает предметы какого-то солидного дома. За стеклом решетка балкона и дома вдалеке. Скульптура Венеры с ее голубками кажется удивительно живой в этом доме.
Одним словом, непременно идите на выставку, если окажетесь в Петербурге.
|
</> |