В гости к белому другу
lx_photos — 18.05.2015По многочисленным просьбам телезрителей насчёт авиадвигателей, сегодня мы разбираем долгожданную и самую интересную самолётную тему - вакуумный туалет Airbus-320!
Как все мы помним, туалет циркуляционного типа был рассмотрен на примере Боинга-737 Классики.
Но всё течёт, всё утекает в дырочку, и классические туалеты уступили место современным.
Вглядимся же в эти молодые красивые лица.
Привычно-торопливо заходя в туалет, вы видите обычную картину - он приветственно распахивает навстречу вам свою душу.
Справа за кадром остаётся раковина для мытья рук, которую мы уже рассматривали и мусорный бачок, в котором также обнаружилось немало интересного.
А по туалетной части мы замечаем само очко и кнопку смыва справа выше него.
Разберём подопытного.
Сняв кожух, мы можем наблюдать:
Собственно очко - это металлический сосуд, покрытый неким пластиком, к которому фекалии не должны липнуть. Для облегчения смыва, видимо.
Вдоль верхней кромки закреплён смывной коллектор.
Из этого коллектора после нажатия кнопки смыва впрыскивается порядка 50-100 мл воды для улучшения скольжения ваших радостей на пути в бак.
Сзади очка находится также масса интересных вещей.
Справа по фотке:
- сверху - трубка подачи воды в смывной коллектор,
- ниже - смывной клапан, запирающий выход из очка в трубу к баку.
Водяной клапан в водяной магистрали открывается на полторы секунды по команде от смывного контроллера и пропускает порцию воды из водяной системы самолёта на смыв.
Туалет называется вакуумным не просто так, а по принципу действия - содержимое очка из него отсасывается.
Смывной клапан открывается на четыре секунды, за которые по действием разрежения в трубе содержимое очка должно отсосаться в приёмный бак.
По сути, это - металлический диск, перпендикулярный трубе, с эксцентрическим отверстием по размеру трубы.
Когда смыв не работает, отверстие трубы перекрыто этим диском.
При нажатии кнопки смыва диск поворачивается вокруг оси, параллельной трубе, до тех пор, пока отверстие в диске не совпадёт с отверстиями в трубе к очку и в туалетный бак.
И под действием разрежения в баке всё отсасывается в него.
Потом диск прокручивается дальше, перекрывая отверстие, и цикл завершается.
Из описания конструкции клапана понятно, что если он останется открытым из-за блокировки каким-то посторонним предметом, то из туалета будет всё время сосать с шумом.
На такой случай в трубе от очка в бак, непосредственно возле очка, имеется задвижка. Ей можно вручную перекрыть трубу. После этого туалет работать не будет, и очищать линию смыва будет по прилёту техник.
Поэтому ещё раз напоминаю, что никаких предметов кидать в очко не надо :) - для них есть мусорка возле раковины.
Клапаном управляет контроллер, находящийся с противоположной стороны очка.
Голубой стрелочкой внизу показана кнопка принудительного открытия клапана смыва.
Иногда она помогает устранить засор.
Как можно заметить, магистрали - водяная и смывная - соединяются быстроразъёмными хомутами:
Это очень удобно - для разборки надо лишь расстегнуть руками четыре защёлки, и хомут снимается.
Под ним находится гладкостенная втулка, сдвинув которую по трубе, мы получаем возможность рассоединить трубы.
А втулка уплотняется обычными резиновыми кольцами на трубе.
Таким образом, разборка туалетных линий в принципе нетрудоёмка. Если к ним есть нормальный доступ :)
Теперь рассмотрим главный накопившийся в ваших баках вопрос :)
Откуда берётся вакуум? :)
Всё не так просто.
А очень просто :)
На высоте более 4,9 км (16 тыс. футов) вакуум (это по-английски; а по-русски - разрежение) берётся из окружающего воздуха :)
Вот через это отверстие сзади справа фюзеляжа:
Отверстие, что видно на фотке в левом верхнем углу, постоянно сообщено с туалетным баком через водоотделитель.
Посредине наблюдаем обогреваемый сливной насадок для слива в окружающую среду грязной воды из раковин туалетов и кухни, а также из дренажа порогов дверей.
А справа внизу - панель обслуживания туалетного бака. Там есть штуцер большого диаметра для слива содержимого бака, и небольшой штуцер для промывки и заправки бака водой или химжидкостью.
Итак, в туалетном баке мы имеем разрежение на высоте.
И этим разрежением содержимое туалета под действием давления внутри салона высасывается в бак.
Но как же работает туалет на земле и при полёте ниже 4,9 км?
А для выяснения этого нам надо залезть в самую заднюю часть заднего багажника.
Там, за оружейным ящиком, прячется задняя стенка.
Снимаем панель и видим:
В центре фотки - приёмный туалетный бак ёмкостью 170 литров. Именно сюда собирается всё говно. На головы жителей оно не выливается в полёте :) , а сливается в ассенизационную машину по прилёту в аэропорт.
На переднем плане:
посредине - компрессор наддува водяного бака,
слева - клапан слива туалетного бака.
Корпус клапана пластмассовый.
Слева виден рычаг для поворота внутренного шарового клапана.
Рычаг этот обычен, поворачивается он с наружной панели обслуживания туалетного бака.
Тянешь там ручку, и она через тягу поворачивает рычаг.
И тут таится очередной сюрприз от Airbus :)
Показанная на фотке красной стрелкой тяга имеет резьбовые регулировочные наконечники из хрупкого металла.
И если клапан поворачивается плохо, а снаружи хорошенько дёрнуть ручку, то тяга ломается.
И тогда каждый прилёт техник лезет в багажник, снимает заднюю панель, и вручную открывает сливной клапан бака :)
до тех пор, пока тягу не поменяют.
Однако мы отвлеклись.
Увлекающе манит нас темнота за туалетным баком.
Пройдёмте же ж.
(кстати, справа по фотке наблюдаем водяной бак)
И вот, проползя по неудобным стрингерам и шпангоутам, попадаем мы в самую заднюю зону герметичной части фюзеляжа.
и слева на рисунке наблюдаем главную интригу сегодняшнего рассказа -
Vacuum Generator ! :)
Именно он своей пятнадцатисекундной работой в течение каждого цикла смыва и создаёт на земле разрежение для отсоса содержимого очка в бак.
И напоследок можно добавить ещё немного деталей.
Высоту отключения Vacuum Generator воспринимает специально обученный датчик давления.
Работой туалетной системы заведует контроллер, отслеживающий состояние всех частей системы и выдающий неисправности в самолётный компьютер.
Степень заполнения бака показывается на FAP.
Такая - вакуумная - система много удобнее, чем циркуляционная:
- возит с собой не жидкость, а лишь выделения человеков,
- не требует заливки жидкостью, а только отсоса содержимого. Хотя в документах и предусмотрена небольшая - порядка пяти литров - зарядка туалетного бака, но в жизни практически везде на это забивают, и тем не менее система работает отлично.
Правда, наличие одного бака на весь самолёт приводит к необходимости очистки длинных смывных линий.
Но эти трубы чистятся изящно - примерно раз в неделю в каждый туалет засыпается литров пять-семь мелкого льда и заливается сверху литром хим. реактива или разбавленного уксуса. Потом всё смывается. Пролетая по трубе, лёд откалывает сталактиты и сталагмиты, а химия полирует результат. Эта работа - идеал для техника: несложно и жутко интересно :)
Заодно таким образом очищается и приёмный бак.
Потом это всё сливается в ассенизационную машину.
Вот, собственно, и все интересности об вакуумном туалете Airbus-320 :)
Летайте нашими туалетами :)
|
</> |