В этот день родился Николай Константинович Симонов советский актёр театра и
volynko — 04.12.20244 декабря в 1901 году родился Николай Константинович Симонов, советский актёр театра и кино, художник, театральный режиссёр, артист Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат трёх Государственных премий.
Окончив 6 классов гимназии, Николай в 1918 году поступил на
вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а
через 3 года – на факультет живописи петроградской Академии
художеств (учился у О.Э. Браза, А.А. Рылова, К.С. Петрова-Водкина).
Однако, несмотря на успехи в академии, Симонов предпочёл театр, о
котором мечтал со школьных лет.
В 1922 году он поступил в петроградский Институт сценических
искусств, по окончании которого, был приглашён в труппу
Александринского театра. Проработав в нём 7 лет, Симонов возглавил
Самарский Краевой драматический театр.
Вернулся он в Александринку в 1934 году, чтобы остаться в нём до конца жизни. Николай Константинович всю творческую жизнь был предан и своему призванию художника; его наследие составляет множество живописных работ.
Николай Симонов много снимался в кино. В годы расцвета немого кинематографа молодой актёр играл роли бесшабашных парней или романтических бунтарей – Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», молодого Ломоносова в картине «Сын рыбака» и др. Роль командира Жихарева в ленте «Чапаев» (1934) первая значительная роль актёра в звуковом кино.
Сыгранная им в 1934 году роль Бориса Годунова открыла Симонова как трагического актёра. В 1950 году создание образа Феди Протасова («Живой труп») положило начало ряду ролей, ставших вершинами его творчества: Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии», 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца», 1963).
В 1938 году на экраны вышел фильм «Петр I» с Симоновым в главной роли, сумевшим с необычайной глубиной и силой передать всю мощь личности русского царя-преобразователя.
Сценарий утверждал Иосиф Сталин, поэтому неудивительно, что фильм получился максимально идеологическим. Конец 1930-х годов – сложное, предвоенное время, которое требовало объединения народных сил перед внешней угрозой. Поэтому Петр в исполнении известного актера Николая Симонова показан, в первую очередь, как талантливый полководец, создатель регулярной армии и флота, которые одержали ряд блестящих побед.
Такая трактовка соответствует исторической действительности, так как почти все время правления Петра Великого прошло в войнах.
Выразителем идей старины был царевич Алексей, которого сыграл Николай Черкасов. К сожалению, в угоду идеологии сценаристы изменили образ этого героя, сделав его почти карикатурным.
В фильме царевич показан человеком недалекого ума, грубым и апатичным. А между тем сохранились сведения, что молодой Алексей был умен и даже пользовался уважением отца.
И лишь талантливая актерская игра Черкасова и Симонова вывела их политическое и психологическое противостояние на уровень серьезной драмы.
Государственная деятельность императора представлена в фильме в патетическом духе, что отвечало запросам своего времени. В пьесе «На дыбе» Алексей Толстой показал прогрессивный характер реформ Петра, но указывал на тяжелую цену его модернизации. Но в сценарии к фильму писатель изобразил царя безусловно положительным героем, харизматичной личностью, способной увлечь за собой народные массы к «светлому будущему».
Наряду с Петром I среди лучших его ролей: Чуйков
(«Сталинградская битва»), Монтанелли («Овод»), Флягин («Очарованный
странник»). Всего он снялся более чем в 40 фильмах.
Последней ролью Симонова в кино стала роль полицейского комиссара
Берлаха в фильме «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972).
В последний раз актер вышел на сцену 24 декабря 1972 года в спектакле «Перед заходом солнца».
Скончался Николай Константинович Симонов 20 апреля 1973 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
|
</> |