В этот день… 23 января

Сегодня – National Handwriting Day, что переводят как «День ручного письма», или даже как «День почерка». Как вы, конечно же, догадались, придумала это мероприятие «Ассоциация производителей пишущих принадлежностей» – надо думать, несущая год от года всё большие убытки… Конечно, стоило бы предаться ностальгии, или посокрушаться о печальных перспективах человечества, которое вот-вот окончательно разучится держать в руке карандаш, – но, если честно, не очень хочется. С таким же успехом можно сожалеть о фактическом исчезновении профессии машинистки…

…К слову, в своё время А. М. Горький, рассуждая в каком-то письме о писательском искусстве, высказался в том духе, что «пишущая машинка должна отрицательно влиять на ритм фразы»…что ж – ещё Хемингуэй писал карандашом, но можно ли в наши дни представить литератора без компьютера?.. Единственный минус, который приходит в голову – от современных «инженеров человеческих душ» не останется черновиков – а какое роскошное зрелище являют нам, например, рукописи Пушкина! С другой стороны – то же был Пушкин… может, и к лучшему, что не останется?..
…Мы же сегодня поговорим о человеке, чья жизнь была весьма плотно связана с карандашом и прочими письменными принадлежностями – 23 января 1786 года родился Огюст де Монферран, архитектор, которому Питер обязан немалой части своих достопримечательностей.
…Вообще-то, при рождении парня звали Анри Луи Огюст Рикар – его мать была дочерью торговца, а отец проделал любопытную карьеру от учителя верховой езды до директора Королевской академии в Лионе – где-то по пути и пристала звучная дворянская приставка. Впрочем, дед Огюста был инженером – потому молодой человек поступил в архитектурную школу, где его учителем, в частности, был создатель стиля «ампир» и архитектор самого Наполеона, Шарль Персье…

…Учёба Огюста Монферрана несколько раз прерывалась как раз из-за Бонапарта с его войнами, в которых будущий архитектор то и дело принимал участие – причём был ранен и удостоен Ордена Почётного Легиона.
Впрочем, в 1814-м Наполеон сошёл со сцены; служба закончилась – а в Париж прибыл наш Александр I; каким-то образом Монферрану удалось пробиться к русскому императору с заранее заготовленным «Альбомом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I». Все эскизы (вроде Триумфальной арки «Храброму российскому воинству» – уж не спрашивайте, откуда у наполеоновского офицера возникла такая идея; возможно, он просто переписал название!)… так вот – все эскизы сопровождались описанием материалов и сметой (как говорят – изрядно заниженной, ничто в этом мире не меняется!)
Так или иначе – русский царь красивые рисунки бойкого француза заметил, и вскоре Огюст Рикар получит приглашение в Петербург. (Как выяснится – навсегда; он проживёт здесь сорок лет, став Августом Антоновичем). Правда, поначалу дело как-то не пошло – Монферран попал под начальство другого известного творца Северной столицы – испанца Бетанкура – а тот собрался пристроить его художником на Императорский фарфоровый завод, но стороны не договорились о зарплате (Огюст изначально ценил себя дорого!)

Однако недоразумение не затянулось – как раз в это время Александр затеял перестройку Исаакиевского собора, но все участники конкурса так и норовили камня на камне не оставить от первоначального здания (творцы – что возьмёшь!) Монферран воспринял царское техзадание буквально – и пририсовал к творению Ринальди пролёты и портики, сделав из него равноконечный крест. Александру опять понравилась понятливость француза – проект был утверждён, и стройка началась.
(Существует мнение, что на протяжении всей своей карьеры Монферран был не столько архитектором, сколько рисовальщиком – правда, замечательно искусным; косвенно это подтверждается тем, что по мере воплощения его проекта в жизнь выявилась масса конструктивных недочётов. (Хотя, могла здесь примешаться и зависть коллег к «выскочке» – обвинили же Огюста, впридачу, в каких-то злоупотреблениях!) Однако, Александр крепко прикипел к проекту (к тому же, работы начались – деньги, что называется, «были потрачены»!) – потому привлекли дополнительные конструкторские мозги (того же Бетанкура), но Монферран остался главным архитектором.

Строительство Исаакиевского собора шло четыре десятилетия – а за это время Огюст отметился рядом других проектов, среди которых наиболее известна Александровская колонна. Дело было уже при Николае – он желал увековечить память брата, и дал весьма чёткие указания: колонна должна быть выше бопартовой Вандомской – и подобна Трояновой в Риме. (Монферран поначалу нарисовал какой-то гигантский обелиск – но практичный император его забанил, и француз быстро исправился).
Монферран поднял и установил на фундамент московский Царь-колокол, участвовал в проектировании собора Нижегородской ярмарки – и, задумал, но не успел осуществить памятник уже Николаю. Надо сказать, обласкан он был при всех царях – получил действительного статского советника, не считая орденов и иных почестей.
PS: Тем не менее, Александр II не сочтёт возможным исполнить просьбу католика быть похороненным под творением всей его жизни – Исаакиевским собором. (А ведь Монферран предусмотрительно и местечко для себя предусмотрел!) Ограничатся тем, что погребальная процессия трижды объедет вокруг собора – а затем прах француза отправят на родину, где он и затеряется…


PPS: Вероятно, нам следовало бы упомянуть, что согласно источникам, именно 23 января 1924 года было принято решение о строительстве Мавзолея Ленина, а уже через три дня деревянное здание примет тело вождя революции… но, всё-таки, это – совсем другая история.
Напоследок. 23 января 1988 года Майкл Джексон возглавил американский чарт с синглом «The Way You Make Me Feel».
И ещё. В свою очередь, 23 января 2000 года Карлос Сантана на три недели оккупировал вершину американского альбомного чарта с пластинкой «Supernatural».
|
</> |