В этот день 22 июня – 1
shatff — 22.06.2023 О начале Великой Отечественной – и крахе «блицкрига»Историография – что бы там ни говорили – очень неточная наука!.. Если от события не осталось практически никаких документов (а такова почти вся мировая история вплоть до так называемого «нового времени») – можно дать волю воображению. Если этих документов буквально миллионы (а такова история двадцатого века) – тем более!..
…Потому существует, как минимум, два основных ви́дения начала Великой Отечественной – и множество детализированных. Конечно, все их рассмотреть мы не сможем за недостатком места, но – тем не менее…
…Первое, что вызывает ожесточённые споры – собственно, кто на кого собирался напасть?.. (Помнится, в своё время большое впечатление на публику произвели книжки беглого ГРУшника, присвоившего себе самую громкую фамилию российской военной истории. Книжки, кстати, небесполезные – многие почувствовали облегчение… Как-то обидно было десятилетиями жить с мыслью, что нас обдурили и застали спящими – а тут, всё-таки, есть некая логика: напасть-то готовились мы – а немцы кинулись от отчаяния. Даже полушубками и зимним топливом не запаслись!..)
…На самом деле, нет никаких сомнений, что к войне готовились обе стороны – в конце концов, Гитлер обосновал её неизбежность ещё в своём пресловутом, написанном в тюрьме, опусе. Другое дело, что ситуация стала необратимой именно к этому времени – и причина здесь очевидна: СССР свой потенциал наращивал с каждым месяцем и днём; а Германия (точнее – к тому времени уже «объединённая Европа») – возможности роста практически исчерпала…
…Вспомним: к сорок первому неоккупированными остались Италия, Испания с Португалией, Швеция и Швейцария. (Ну и ещё Ватикан). Причём, понятно, чьей стороны все они придерживались. Таким образом, целый континент станет единым военным заводом рейха – и производительность его выйдет на предельные мощности. (Да, у немцев появятся «Тигры» с «Пантерами» – в 43-м, на Курской дуге, в количестве трёх с чем-то сотен и с кучей технических недоделок).
…А СССР, потерявший в первые же месяцы, по разным оценкам, до 80% оборонных заводов (и столько же – боевой техники в войсках), утративший половину энергетики, сопоставимое количество железнодорожных путей, наконец – территорию проживания 40% населения – менее чем через год буквально завалит фронт оружием!.. В большинстве крупных сражений, начиная со второго года войны, преимущество Красной Армии в людях и технике будет в разы – а то и многократным.
…Разумеется, не начнись война, всё это происходило бы, возможно, не такими темпами (всё-таки, интенсивность мирного времени иная) …но – достаточно быстро, и, главное, – неотвратимо. Потому времени на раскачку у Гитлера и впрямь не было. (Напомним: к началу войны вермахт превосходил Красную армию примерно вдвое).
Вышесказанное отнюдь не означает, что СССР обязательно напал бы на Германию… но – чего иного мог ожидать фюрер с его мировосприятием?.. Между тем, бесперспективность войны на два фронта была очевидна не только после Первой мировой, но и со времён Фридриха Великого – а сил для успешной морской операции против Британии у немцев попросту не было...
(Существует изящная версия о том, что нападение на нас стало результатом традиционных козней англосаксов –да, без них не обошлось…)
…Однако выступать против громадины СССР представлялось делом более чем сомнительным – немцы не могли не осознавать этого, даже ободряя себя фактами: в конце концов, далеко не слабые Франция с Польшей были только что биты за считанные недели. Потому весь расчёт строился на очень быстрой победе – никто не собирался воевать до зимы, и как проницательно подметил упомянутый Резун, полушубками действительно не запасались – по плану «Барбаросса», Москва с Питером должны были пасть к 25 августа...
…Некоторые историки справедливо указывают – они бы и пали… К середине лета на пути к Москве советских войск уже почти не оставалось – но тут, в конце июля, группа армий «Центр» получает приказ перейти к обороне – и немцы разворачиваются на Киев. Что фактически означал этот манёвр?..
…Только одно – «План Барбаросса» рухнул в течение первого же месяца. Эти первые дни войны, которые у нас принято воспринимать как катастрофу (а потери и впрямь были ужасны!) на самом деле стали катастрофой для вермахта. И уже 27 июня начальник германского генштаба Гальдер запишет в дневнике: «Русские войска и командование на Украине действуют хорошо и энергично». О как!..
P.S. …Генерал-полковника выгонят в сорок втором – но о тех первых днях он напишет ещё много примечательного – например: «Противник в приграничной полосе всюду оказывает сопротивление. Следует отметить упорство отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя, не желая сдаваться в плен. Сведения с фронта подтверждают, что русские войска сражаются до последнего человека…»
И ещё: «В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности… Упорство в сопротивлении русских заставляет нас вести бои по всем правилам наших боевых уставов. На отдельных участках экипажи танков противника покидают свои машины, но в большинстве запираются в танках, и дают себя сжечь с машинами… Противник сражается ожесточённо и фанатически… Отдельные группы противника, продолжая оставаться в нашем тылу, являются для нас настоящим бедствием».
Да, немцы стремительно продвигались вперёд – но далеко не так стремительно, как было необходимо для конечного успеха – и с чудовищными потерями. Именно в эти горькие дни был сделан первый шаг к нашей победе…
…А дальше будут 1418 дней войны… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 22 июня 1949 года родился Алан Ральф Осмонд, певец популярной в 1970-х американской семейной группы The Osmonds.
|
</> |