В Елабуге избавляются от советской истории
tanyanetee — 11.02.2017В татарстанском городе Елабуга обсуждается вопрос о переименовании площади Ленина в Хлебную. Эта идея возникла в голове чиновников после 2007 года, когда Елабуга праздновала свое тысячелетие и на площади были установлены кованые беседки и скамейки.
В 2008 году на площади Ленина появился еще один памятник – самовар с баранками. Чиновники решили, что символу хлебосольства здесь самое место, а Ленин как-то не гармонирует с новой гостиницей «Тойма» и самоваром. Памятник Ленину отгородили кустами и клумбами, отведя Ильичу место поскромнее.
С 2009 года Елабужский государственный музей-заповедник вошел в Единый Федеральный реестр туроператоров РФ. Руководитель музея Г.Руденко, член топонимической комиссии, являющаяся советником мэра по развитию туризма, видит Елабугу в облике дореволюционного купеческого города. Восстановлены и отремонтированы старинные купеческие дома, открыты множество музеев, в том числе показывающих жизнь и быт богатых горожан, купцов. А вот с памятниками в городе просто беда.
Не имея профильного образования в области культуры, директор архитектурного музея-заповедника, получив в ведение всю историческую часть города, начала устанавливать в Елабуге странные памятники. Например, памятник жандарму. Или памятник бездомной собаке. Установлены памятники купцу, связисту и почтальону, дятлу, городовому и дворнику, «дерево любви».
И бывшему работнику набережночелнинского райкома, а теперь главнокомандующему по елабужскому туризму Руденко чем-то не угодил именно Ленин. Наверное тем, что подписал указ об образовании Татарской АССР в 1920 году. И совершенно понятно, что следующим шагом после переименования площади будет демонтаж памятника Ленина и перенос его в другое место – ведь зачем на Хлебной площади с самоваром теперь Ленин?
Бывший глава отдела пропаганды райкома Руденко решила, что сейчас нужно служить другим идеалам, убивая при этом предшествующие, которым она в советское время присягала на верность. Широко развернув свою деятельность с энергией и опытом бывшего комсомольского вожака, она с таким же рвением служит новым хозяевам, для которых финансовое пополнение городского бюджета любыми средствами является главным.
И всё бы ничего, пускай себе город зарабатывает туризмом, да только зачем ради этого разрушать целые пласты советской истории? И никто из вышестоящих лиц, в большинстве своем также из бывших советских номенклатурных работников, не одергивает десоветизаторшу. Неужели события на Украине ничему не научили? Неужели в России будет устроен «Ленинопад»? И это в преддверии 100-лети образования ТАССР, празднование которого запланировано на государственном уровне!
Ведь кроме смены названия площади Ленина, готовится переименование еще восьми улиц с советскими названиями.
Непонятна судьба обелиска на братской могиле погибшим красноармейцам за Спасским собором, который якобы мешает дороге к храму. Только выступление главы республиканского КПРФ Миргалимова в Госсовете Татарстана спасло этот памятник от сноса.
Вызывает недоумение еще такой факт. С 1998 года елабужский музей-заповедник взял шефство над могилами пленных фашистов. Директор Руденко периодически ездит ФРГ в рамках взаимодействия с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями (Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge). В Елабуге установлен памятник и японским военнопленным, который находится в отличном состоянии. То есть, памятники и могилы врагов нашей Родины почитаются в Елабуге лучше, чем мемориал советским героям.
Отказ от советской истории происходит при том, что большая часть населения придерживается просоветских взглядов. Действуя нахрапом, очень недальновидно, власть в городе раскалывает общество, не понимая, насколько это опасно, и чем это может обернуться в будущем. На каких примерах будет воспитываться молодежь? Глядя на памятник жандарму или японцам?
Поэтому независимо от умысла местных чиновников, смена советских названий площадей и улиц, снос памятников Ленину и другим советским деятелям вписывается в контекст нарастающей десоветизации со вполне прогнозируемыми последствиями для страны и её граждан. И если мы хотим великого будущего России современной, то пора прекратить плевать в лицо России советской.