В добрый путь!
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
1 сентября — начало нового учебного года. В советское время этот день был праздничным. Нарядные школьники шли в новеньких формах, с новенькими портфелями, учебниками, а главное — с радостными улыбками на лицах и с цветами в руках. Прохожие провожали их добрыми взглядами — за знаниями шло будущее страны. 1 сентября было всенародным праздником, праздником знаний. Но посмотрим — всегда ли этот день был таким радостным, улыбчивым, утопающим в море цветов?
Традиция приходить в школу с цветами родилась в советское время, когда за парты сели дети всей страны.
До революции 1917 года в царской России были школы и гимназии, но кто в них учился? Те, кто имел материальные возможности. Вспомните хотя бы картину художника «У порога школы» или известные строки Тараса Шевченко: «…я до школи — носити воду школярам».
Статистика показывает, что в Европейской части СССР в 1926 году грамотным было менее 50% населения, а согласно переписи 1939 года грамотными в этом возрасте стали более 90%. Таким образом, накануне войны мы стали фактически страной сплошной грамотности. Причем за очень короткий исторический срок.
Как этого добились?
14 августа 1930 года, 80 лет назад, в СССР был введен Закон «Об обязательном всеобщем начальном образовании». За предыдущие 13 лет (1917—1930) в стране было очень много трудностей: гражданская война, послевоенная разруха, НЭП, первая пятилетка, начало коллективизации и индустриализации, начало культурной революции и т.д. Все это требовало немалых усилий и средств. Но и в эти годы страна уделяла внимание детям — работали учебные заведения, создавались новые школьные программы и проекты. Одним из активнейших борцов с детской беспризорностью стал Антон Семенович Макаренко, создавший первую детскую коммуну и талантливо рассказавший об этом в своей книге «Педагогическая поэма». Из этой коммуны вышло много талантливых людей.
В начале тридцатых годов в СССР началась культурная революция. Одной из главных задач стала борьба с неграмотностью. Именно поэтому и появился Закон «Об обязательном всеобщем начальном образовании». Искоренение неграмотности — процесс длительный и трудный. Для этого потребовалось много средств, усилий, политической воли руководства. Если сравнить то время с нынешним, можно сказать, что сейчас идет процесс деградации. Одичание усилий не требует…
Советская школа и система образования были лучшими в мире. Это — общепризнанная истина. В свое время президент США Кеннеди заметил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».
Американцы хотели понять не только систему советского школьного образования, но и систему внешкольных детских учреждений, куда входили дворцы пионеров, станции юных техников и натуралистов, всевозможные кружки, спортивные секции, ученические бригады и т.д.
Американцы исследовали также отношения в ученических и детских коллективах. В классах, кружках, секциях действовал тогда принцип коллективизма, девиз: «Один — за всех,
все — за одного!» Но он был непонятен тем, кто воспитан на принципах индивидуализма.
Советская школа строилась по принципу семьи, отношения между учителями, наставниками и учениками отмечались взаимным уважением и пониманием. Именно поэтому в Советском Союзе сложилась прекрасная традиция приходить в школу с цветами.
Американский детский психолог У. Бронфенбернер писал: «Традиция эта в высшей степени знаменательна, она выражает хорошее отношение как детей, так и взрослых к наставникам. К учителю обычно обращаются не только как к руководителю, но и как к другу.»
А что сейчас? Не отрицаем, есть у нас и хорошие школы, и замечательные учителя, но уже нет той целостной системы обучения и воспитания, нет единой, равной для всех, государственной заботы о детях и их обучении. В навеки памятном 1945 году в первый класс мы пришли в отремонтированную, сверкающую свежей краской школу. Нам ежедневно бесплатно давали завтрак: хлеб с маслом, конфетой и сладкий чай. Наши родители не знали никаких денежных поборов.
А сейчас? Чтобы дети начали учебный год в отремонтированной школе, родителям надо выложить приличную сумму на ремонт.
Плюс к этому учителя еще сами докладывают деньги, чтобы в своем кабинете обновить шторы и наглядные пособия.
Родители платят за факультативы, кружки, секции, дополнительные занятия. Даже охрану приходится оплачивать. А вот у Советской страны денег на школу всегда хватало, детям ни в чем отказа не было.
Да, безусловно, в СССР был культ
знания. И этому уделялось очень много внимания.
А что касается школьной формы, то она, конечно, была очень
замечательная. У девочек очень удачно подчёркивала женственность. И
форма была очень сексуальная. На 1 Сентября шли вообще как на
парад. И кто говорит, что в советской школе ученикам не давали
свободу? Нет, почему. Даже такая вещь как голые ноги в школе.
Девочка могла придти с голыми ногами в школу.
Это было нормально. Ну, не зимой конечно, а если погода
позволяла.Приходи, пожалуйста.
Если погода позволяет, приходи.
И можно было обувь даже на босу ногу надевать. В моей школе, по
крайней мере так было. А сегодня действительно, у моей племянницы
проблема.
На улице жара +26", а в её школе запрещенно приходить с голыми
ногами. Только колготки. И в советской школе никогда не было
денежных поборов. Мы только приносили деньги за завтраки.
И было исключение, это если в школе произойдёт несчастье. Кто-то из
учеников умрёт, погибнет, или учитель умрёт. Тогда могли попросить
учеников принести, скажем по рублю, это что бы помочь просто в
организации похорон. Да. Но это другое совсем.