В чем сила, брат?

топ 100 блогов vika_pekarskaya21.08.2013

Размышления на тему треугольника Карпмана. Тема старая. Интерпретация новая (кажется).

Короткая справка. Есть три роли «Жертва», «Агрессор», «Спасатель». Оказавшись в любой из этих ролей, человек оказывается практически обреченным бегать по кругу. Спасатель увидел Жертву, пожалел, рванул спасать от Агрессора, - пока спасал, превратился в Агрессора, бывший Агрессор – ясен пень, теперь уже Жертва, а бывшая Жертва, уже вынуждена стать Спасателем бывшего своего Агрессора (ныне уже Жертву) от бывшего своего Спасателя (ныне уже Агрессора). Ну и т.д.

Если вы ничего не поняли, прочтите еще раз, или погуглите - это миллион раз описано, не интересно повторять.

А вот у меня тут есть уже с полгода интересная мысль, и я попытаюсь ее оформить.

Во-первых, при ближайшем рассмотрении у человеков обнаруживается наличие склонности к какой-то из ролей. Я буду называть ее «Любимая роль».

Во-вторых, очевидно, что Любимая роль – это неспроста. А с чего бы?

Предлагаю свою версию.

Итак, маленький ребеночек, испытывая нужду в чем-либо, долго не ждет милости от природы, а совершает некоторое УСИЛИЕ, чтобы этому миру об этой потребности сообщить. Например, криком – если это младенец. Если мир (в лице мамы) достаточно отзывчив и эмпатичен, деточкины запросы быстренько удовлетворятся, и наступит мир и благоденствие.

Ребенок подрастает, его потребности усложняются, и для получения чего-то он снова совершает некоторое УСИЛИЕ. Например, идет к маме и просит: «Дай посмотреть мультики». А мама, скажем, против мультиков: «Ты уже сегодня смотрел». Он продолжает совершать УСИЛИЕ – например, начинает ну как-то соблазнять маму: мол, мамочка, ну ты же у меня супер-пупер и т.п. Тут маме бы остаться любящей и устойчивой: мол, ты у меня самый-самый любимый, а с мультиками порешаем вот так. И предложить какой-то разумный вариант. УСИЛИЕ привело бы к внятному результату, все снова стало хорошо.

Но в реальности мамы чаще начинают раздражаться: мол, я же тебе сказала «нет»! Чем подсказывают ребенку следующий творческий вариант развития событий: он начинает требовать, грубить, драться, топать ногами, дергать ее за одежду, стучать по столу и т.п. Его действия перестают быть УСИЛИЕМ и превращаются в НАСИЛИЕ. Пока, к счастью, в легкой форме. Если НАСИЛИЕ сработает (и неоднократно), он научится добиваться своего именно через НАСИЛИЕ. Заложена база для роли Агрессор. Со временем Агрессор добьется виртуозного и изощренного исполнения своей роли.

Идем дальше. Предположим, НАСИЛИЕ не сработало. Ну, и его за агрессивное поведение в отношении мамы банально отлупили – якобы в воспитательных целях, но на самом деле, конечно, потому, что он не может дать сдачи. Он попытается какое-то количество раз. Пока не поймет, что все бесполезно, и уйдет на следующий виток – БЕССИЛИЕ. Плачущая и рыдающая Жертва. Что может быть чувствительнее для сердца мамы? Мама поймет, простит и поставит мультики. Таким образом, при многократном повторении получим опытную Жертву.

Но и это еще не все. Ситуация получит свое естественное продолжение, если мама окажется творческой, креативной и сама закинется в роль Жертвы «Ты меня довел, счас умру». Тут уже ребенку нельзя застревать в БЕССИЛИИ – вдруг, мама и правда ИЗ-ЗА НЕГО умрет. Вот ужас. Вот оказывается, какой я плохой! И какой могущественный – раз могу аж маму вот убить. На смену БЕССИЛИЮ приходит иллюзия спасительного ВСЕСИЛИЯ. То есть он тогда еще не знает, конечно, что это иллюзия. Ему просто становится не до мультиков. Как же? Ведь у него в руках – ЖИЗНЬ МАМЫ. Все, родился Спасатель.

Итак, есть три роли, цель и задача каждой – получить возможность добиться своего, вернуть себе силу и возможность влиять на ситуацию. Агрессор делает это через НАСИЛИЕ. Жертва – манипулируя БЕССИЛИЕМ. Спасатель – наслаждаясь ВСЕСИЛИЕМ. (УСИЛИЕ вообще позабыто – позаброшено, или спутано с чем-то другим).

Дальше. Более или менее по ролям может «серфить» только Спасатель. Он побывал во всех. У Жертвы есть умение быть еще и Агрессором. А вот Агрессор – он и в Африке Агрессор – давит, пока не получит свое. И никаких «ролевых» игр.

Как выйти из треугольника.

А. Обнаружить Любимую роль.


  • В общем, это просто, если вы читаете это, вероятнее всего вы – Спасатель. (шутка)

Ну, как? Через ответ на вопрос: «В чем сила брат?». Сверяем с ответом:

Ежели – в какой-нибудь самодостаточности, или самоотдаче, или «в понимании», или трудоголизме во всех видах или в-чем-угодно-еще-на-благо-другим, - вы Спасатель.

Если «в слабости» - понятно – Жертва.

Если «лучше нету каратэ, чем в кармане два ТТ» - Агрессор, понятно.

Б. Осознать, что выход - там же, где и вход. Как вошли, так и выходим.


  1. Агрессору – вообще близко (не значит, что просто). Кроме НАСИЛИЯ в мире для многих вещей достаточно УСИЛИЯ. Оставь НАСИЛИЕ для исключительных случаев. Осознал? Исполняй.
  2. Жертве, во-первых, придется признать, что БЕССИЛИЕ, обиды, нытье, обвинения и прочий инструментарий нужен для их силы и власти. Это самое сложное место – сложное потому, что если этот инструмент отнять, то есть риск разозлиться. А это низя-низя. За это больно били. Но как только оно будет признано-прожито-пройдено, сразу резко полегчает и позлобнеет. Опа! Человек вернулся в Агрессора. Дальше смотри пункт первый.
  3. Спасателю хуже всего. Он сюда долго шел, трудно. Выбираться не легче. Вообще, он хороший, всесильный, добрый – всем помогает. Его все любят, восхищаются, даже завидуют. Ну и что своей жизни нет? Других жизней навалом! Можно их пожить немножко. У него это ВСЕСИЛИЕ отобрать – ну просто наитруднейшая задача. Не отдает, хоть плачь. Цепляется, как утопающие с Титаника за лодки. Их веслом по голове, а они лезут… Жуть. А как же отдать? Он же тогда, естественным образом в БЕССИЛИЕ завалится. «Я еще раз это не переживу». Нет, он эту мысль не думает. Он ее дышит. Знает каждой клеточкой. Отказ от Всесилия в чужой жизни выбросит его, как рыбу на берег, в крупномасштабное и ужасное переживание Бессилия в том, что касается его собственной жизни. Годик пребывания в роли Жертвы, и можно прорабатывать пункт 2. А потом и пункт 1.

В общем, Спасатели, они самые несчастные, как вы видите, и хуже всего поддаются терапии. Берегите их. Пусть спасают, пока есть силы.

Ну и напоследок крамольная мысль – я не уверена в ней, но вижу ее перспективность для работы. Я предполагаю, что в «треугольник» играются только Спасатели. Ведь только они знают все три роли. Что из этого следует? Что даже, будучи Жертвой, они все равно что-то спасают…

Спасибо за внимание!

На истину, как обычно, не претендую, вопросы на понимание приветствуются!

Пы.сы. Уважаемые «Островитяне» всех 4х годов (начиная с 2013го), мы с Пашей Зыгмантовичем планируем сделать зимнюю укороченную версию тренингового лагеря «Остров+» на три дня (20-22 декабря 2013г.) в коттедже под Минском. В программе: тема вышеописанных треугольников и выхода из них (и поисследуем, как это разворачивается в любовном контексте), Паша поднимет тему удовольствия в контексте своего известного тренинга «Зернышко граната», ну и всякие приятности с запахами и т.п. Баня и снег прилагаются. Проект кулуарный (только для «островитян»), мест 25, запись будет в закрытой группе вконтаке «Остров».







Анонс моих проектов тут. Приглашаю!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Скажите, а кто это у меня завелся внезапно в нижнем углу, где значки на панели? Ogg ...
В районе поселка Первомайский, который сейчас входит в Москву, перед новым годом происходило тотальное благоустройство. Таджики просто кидали асфальт на мокрую невыравненую землю. Кто знает, кому жаловаться на все это ...
AFFILIATE LINKS - пост содержит партнерские ссылки , куплено мной ⠀ Добрый день всем, хорошего воскресенья и удачной наступающей недели! Сегодня покажу вам одну из недавних посылок - мои покупки с сайта Space NK;). ⠀ ⠀ - Drunk Elephant D-Bronzi Antipollution Drops ...
Что- то у меня второй день странное предвкушение какой- то ерунды. Я даже понять не могу хорошей или плохой. Начиталась на ночь Секацкого за каким- то хреном. Вот не люблю ведь я его, а читаю! Чистый мазохизм. И вот теперь в очередной раз убедившись в ...
15 сентября — годовщина гибели в 1973 году певца Виктора Хары. Его убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, сделало певца символом задушенной чилийской революции и сопротивления перевороту генерала Пиночета. Но тут интересен отзыв другого певца, не революции, а ...