В будущем без Коли Герасимова... / Памяти Алексея Фомкина

___
Учитель не хотела ставить ему больше «единицы». «Классуха» готова была «расщедриться» на «двойку». Тройка могла перепасть от завуча. Четверку мог поставить сам директор. В итоге «пятерку» ему поставил не кто-нибудь, а сам… министр образования!
Фомкин снялся в пяти выпусках журнала, запомнившись многим из нас в эпизоде «Одуванчик полевой».

Кадр из киножурнала «Ералаш»
Однажды с простым мальчиком из простой советской семьи случилось настоящее чудо. Ребята готовили в театральном кружке спектакль «Снежная королева». В этой любительской постановке Алеша играл роль одного из снежных обитателей ледяного мира. И вдруг… нагрянули люди из съемочной группы «Гостья из будущего», которые, без лишних разговоров, попросили ребят построиться в одну шеренгу.
Когда взгляд одного из ассистентов режиссера Павла Арсенова упал на Алешу Фомкина, он без колебаний произнес:
— Вот этот нам подойдет!
И жизнь паренька потекла совершенно ином, быть может, более счастливом, а быть может, и трагичном русле.
Литературной основой для многосерийного детского фильма стала книга советского фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед», мягко говоря, серьезно отличающаяся от сценария картины.
Сказать, что в успех этого фильма не верил никто, кроме режиссера Павла Арсенова, значит, не сказать ничего. Руководство со всей уверенностью полагало, что истории о путешествиях в будущее не вызовут у советских школьников никакого интереса.
На создание «Москвы XXI века» денег было выделено предательски мало, поэтому интерьеры и реквизит полюбившегося миллионам советских и постсоветских детей фильма, делали из чего придется. Зато с колоссальным энтузиазмом!
Футуристически «стерильная» атмосфера «Института Времени» создавалась непосредственно в одном из павильонов киностудии имени М.Горького, который был оклеен белыми обоями изнутри.
— Встаньте в круг! Возьмитесь за поручни! — кто же из детей 80-х не помнит этот металлический голос «машины времени»?
Бутафорам киностудии, привыкшим создавать «фантастический антураж», к примеру, из лепнины, но не из не блестящей пластмассы, пришлось повозиться с машиной времени.
В итоге на свет Божий появился в общем-то достаточно банальный макетик, который украсили популярным в те годы кубиком Рубика. Для того чтобы коммунистическое будущее выглядело «ослепительно» и не вызвало нареканий цензоров задействовали мощные прожекторы, от света которых у Алеши болели глаза.

Кадр из фильма «Гостья из будущего»
«Прекрасное далеко» - зеленеющие луга, над которыми парили флипы, хотели было снимать в Гаграх, однако, там, как назло, разыгралось ненастье. Съемки прошли в Ботаническом саду Москвы!

___
Кстати, о флипах! Они вовсе не парили в воздухе, а устанавливались на грузовиках, что было заметно зрителю, когда машина попадала в выбоину колесом и «летательный аппарат» изрядно потряхивало.

___
А вот «тот самый автобус», открыв дверь которого можно оказаться на другом краю земли, является «от и до» задумкой режиссера, а не очередным «парадоксом» скромного бюджета.

На съемках фильма «Гостья из будущего»
Чем вам не «будущее»? Никаких пробок. Сел – и приехал! Кстати, берег, на который телепортируется Коля Герасимов, вошедший в автобус и вышедший через секунду у моря, успели-таки снять в Гаграх.
Образ вожделенного миелофона, за которым гонялись пираты и учащиеся средней школы г. Москвы, во главе с Колей и Алисой, искали мучительно долго. Но однажды режиссеру Арсенову попались на глаза… обыкновенные кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов. Из них создали композицию (проще говоря – склеили) и поместили в коробочку.

___
Первая серия «Гостьи из будущего» вышла 25 марта 1985 года, в канун весенних каникул, в ходе которых вся школа сопереживала переключениям сверстников.
После каникул 15-летний Коля вернулся в школу совершенно в ином статусе. Девочки не давали проходу криками: «Коля, миелофон у меня!». Парни интересовались: «А тебя правда подвешивали на съемках за ноги?».
«Подвешивали», - добродушно признавался Коля-Алеша. – «Только ненадолго, чтобы не было кровоизлияния в мозг».
Дворовая кличка «Фомка» отныне дублировалась званием «Артист» - так называли мальчика учителя, многие из которых оценили его талант и шли навстречу. Однако другие смотрели на талантливого паренька косо. Может, завидовали? Снявшись в процессе учебы еще в нескольких малоизвестных фильмах, Алеша закончил школу… без аттестата. Как это?
А вот так – со справкой «Прослушал». Алешу Фомкина мы могли бы увидеть в другом легендарном фильме – «Плюмбум, или Опасная игра». Сценарий был написан под него. Однако парень загремел в больницу и на роль юного помощника милиции Руслана Чутко по кличке «Плюмбум» был приглашен другой талантливый подросток – Антон Андросов.

Кадр из фильма «Плюмбум, или Опасная игра»
В 1986 Фомкин снялся в позабытом фильме «Повод», а в 1987-м была картина «На своей земле». Уже в те годы витала в воздухе идея снять картину о юных камикадзе времен ВОВ, которая была реализована в фильм «Сволочи» только спустя 20 лет – в 2006-м.
Алеша Фомкин тоже пришел пробоваться на одну из главных ролей в этом так и не снятом в те годы фильме. Да не один, а притащил друга!
— Садись! – скомандовал ему кто-то из гримеров. – Смотри вот туда!
Алеша зазевался и ему, уже длинноволосому 17-летнему подростку, любителю «Роллингов» и «Kiss», едва не отхватили здоровенными ножницами прядь драгоценных волос.
Руку горе-парикмахера едва успех перехватить друг.
— Что? Волосы? — опешил Алеша. — Я столько их отращивал!

___
Но агрессия в Алексее отсутствовала напрочь. Он ни на кого никогда не злился. Ни с кем не дрался. Близкие вспоминали: однажды Леха притащил домой злющую презлющую собаку, которая чуть не перекусала всех приходивших к нему друзей. Но на хозяина «зверюга» смотрела преданными и полными нежности глазами…
Звездностью «Фомка» не страдал:
—Вы – Коля Герасимов? – подходили к нему на улице.
— Не, я Алеша Фомкин! – ни капли не солгав, отвечал он.
Правда, один раз в кино его узнали и попросили расписаться на входном билете. Что тут началось! Киносеанс прошел «своеобразно».
Длинною вереницей люди выстроились к Лехе за автографом. А друзья, с которыми он пришел в кино, хихикали, смотрели фильм, ели мороженое и поглядывали, как «Фомка» отдувается, расписываясь на входных билетах.
А постричься, все-таки, пришлось, так как вскоре Фомкина забрали в армию.
Пойти в элитные войска пареньку, подрабатывавшему от безысходности грузчиком на овощной базе, никто предлагать не стал. Служил Леша в стройбате. Заносчивым не был, на непростые армейские реалии смотрел просто и, опять-таки, беззлобно. Выше других себя не ставил. Не обошлось, однако, без залетов на «губу». Сослуживцы его любили и называли «Милафон».

___
После армии Фомкина взяли во МХАТ имени М.Горького! Казалось бы, вот оно! Сейчас пойдут приглашения на главные или хотя бы интересные роли в фильмах. Начнется настоящая работа!
Но наступала великая эпоха «кинематографического безвременья», когда даже видавшие виды и сыгравшие десятки прекрасных ролей актеры «садились на стакан», топя свою невостребованность в водке.
Роли в театре, предложенные актеру Алексею Фомкину, были а-ля «Кушать подано». Романтика они могли заинтересовать едва ли… Ждал чего-то другого? Наверняка. Как следствие, пошли прогулы. И спустя три месяца его «попросили».
Алеша женился на девушке с ребенком. Любил, говорят, ее сильно. А за парнишку, отбивавшегося, порой, от рук, переживал.

___
Выпивал? Бывало разное. Кто жил в первую половину 90-х помнит это убийственное и нелепое время «никомуненужности» и ничем не ограниченной свободы, сотканное из технического спирта «Royal» и пачек импортных сигарет.
Но об ушедших в это «прекрасное далеко», которое оказалось чрезмерно жестоко, либо хорошо, или никак. Разочаровавшись в профессии актера, Алеша купил дом в деревне Безводное Владимирской области, мечтал завести свое хозяйство и зажить вместе с любимой женой и усыновленным ребенком… Не успел.
Однажды 23 февраля 1996 года Алешу пригласили праздновать День Советской Армии. Среди ночи, когда Фомкин спал «укрепленным» алкоголем сном, в квартире начался пожар. Все успели спастись, а про Алешу… забыли.
Он не хотел умирать. Не стремился особо к славе. Жил, как жил. И умер, так и не узнав об этом. Не успев ничего понять. Ему было всего 26. Он был добрым и талантливым русским парнем, который не хотел умирать.
Но так уж случилось.
«Русская планета», 22 февраля 2018