УТРО НОВОЙ ЖИЗНИ


Жизнь — это всегда прогресс, всегда отрицание традиции, в некотором смысле предательство. Культ смерти, обожествление прошлого, ненависть к цивилизации должны заканчиваться именно так — выстрелом в собственную голову или публичным харакири после неудавшегося государственного переворота. Именно так поступил Юкио Мисима, японский «новый правый»...
В принципе, "философские этюды" г-на Быкова, в отличие от некоторых его ранних стихов, мне абсолютно неинтересны, - во всяком случае, не настолько интересны, чтобы тратить время на их оценку, - но не обратить внимание на этот пассаж я не смог. Даже не по великому соблазну уколоть либералов всех времен поминанием имени Яна Палаха, их культового героя, по версии Дмитрия Львовича, оказывается, сгоревшего из "ненависти к цивилизации", - хрен, в конце концов, с тем чехом, - а по причине куда более для нашего времени показательной...
Хорошо.
Возьмем за основу, что "г-н хороший" прав.
Предположим, выстрел месье Веннера, определенный им самим, как "высшая форма защиты традиционных ценностей", в самом деле, есть отражение "культа смерти, обожествления прошлого и [опять-таки] ненависти к цивилизации". В том плане, что ладно: записной реакционер-консерватор отстаивал некие выморочные, антигуманные идеалы.
Более того, согласимся с его младшим другом и учеником Оливье Перри, указавшим по итогам случившегося, что "люди, к которым Доминик воззвал, отвыкли от высоких смыслов и просто не смогли осознать, что случилось, расценив трагический призыв, как неудачную попутку обратить на себя внимание". То есть, "призыв к смерти" был отторгнут (вернее, подсознательно не принят) обществом.
Признаем, наконец, что такая реакция естественна для "физиологического большинства", символику Окончательной Жертвы, - кстати, принятую не только в среде консерваторов, чему примером поступки, скажем, Андрея Желябова или Альберта Парсонса, своей явкой на суд, по факту, тоже совершивших самоубийство, - не понимающих по причине, как метко выразился Арито Муцуи, публикатор дневников Мисимы, "спасительно-бытовой организации мышления".
Пусть так.
В конце концов, с пресловутых "широких масс" спрос невелик.
Но те, кто понял смысл жеста месье Веннера, - его прямые оппоненты, - не могли не ответить внятным и четко выраженным отрицанием его поступка, подтверждающим их правоту. То есть, противопоставить негативу идеи самоубийцы мировоззренческую антитезу, однозначно утверждающую позитив "культа жизни, обожествления будущего и любви к цивилизации".
Ну и ответили.
Не широчайшей общественной дискуссией, как после трагической эскапады Мисимы, не выступлением даже какого-то властителя дум типа, прости Господи, месье Леви, - а голой девкой из FEMEN с надписью "May fascism rest in hell", спустя сутки после выстрела пляшущей на крови под вспышки фотокамер и аплодисменты приглашенные журналюг. А потом молчанием.
Нет. Нет.
Я не могу утверждать, что месье Веннер был прав, хотя бы потому, что сам не исповедую "культ смерти".
Но и признать торжеством "культа жизни и любви к цивилизации" воплощенную пошлость не хочу.
Хотя, говорят, привыкнуть можно.
|
</> |