
Ушаков vs Рублёв



Складки на гиматии центрального Ангела - угловатые, образующие сложную систему драпировки от плеча до рукава, совпадают почти полностью. Разве что край, ложащийся жесткой складкой на руке ангела иконы Рублева, поуже и не круглится так, как у Ушакова.


Здесь тоже совпадение - узкий и тонкий "хвостик" края хитона, направленный вниз. У Ушакова чуть короче и не так заострён, но всё равно к образцу ближе, чем та же деталь на "Троице" старца Паисия




В этих двух сопоставлениях также видно, что свисающие детали одежд на иконе Рублева заострённее - и концы гиматия у ног левого (от зрителя) ангела, и рукав правого ангела. Но рисунок складок в месте сгиба руки явно был подмечен Ушаковым.


и, наконец, как Ушаков переработал оригинал в своем повторении, видно, если рассмотреть ворот одежды центрального Ангела - с одной стороны, полоса хитона также выходит из-за плеча, но форма выреза совершенно сглаженная.
Общность этих образов, общность рисунка, позволяющая трактовать произведение Ушакова как прямую реплику рублевского образа, теряется за остальным - головы ангелы склоняют совершенно иначе, окружающий их пейзаж, архитектурные кулисы, всё другое. Но в основе этих отличий не стремление Ушакова создать другую икону , а разные художественные идеалы эпох.


|
</> |