Усадьба Рукавишниковых. Часть 1


В нижегородской усадьбе Рукавишниковых мне хотелось побывать с тех пор, когда на экскурсии в Центральном Доме литераторов, в красивом превдоготическом особняке, я услышала фамилию архитектора — Петра Бойцова.

Особняк богатейшего купца Нижнего Новгорода Рукавишникова был первой работой молодого архитектора.
Конечно дом московского аристократа и нижегородского купца — две большие разницы, тем не менее, особняк в Нижнем очень интересен и является одной из визитных карточек города.

Сергей Михайлович Рукавишников — сын основателя первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода, приобретает в 1868 году двухэтажный с мезонином дом на набережной и вкладывает в переделку его значительную часть состояния. Петр Бойцов не окончил образования, и ему приходилось сотрудничать с лицензированными архитекторами. Бойцов отвечал за скульптурный декор фасада (картуши, гирлянды, кариатиды, ангелочки-путти, львиные маскароны — обилие лепнины) и художественное убранство интерьеров.

Архитектурное решение особняка выполнено в стиле историзм. В соответствии с требованиями этого стиля каждое помещение решалось в особом ключе — неоренессанс, необарокко, стиль Людовика 16-го, неороккоко, русский стиль, все это можно найти в разных залах.

Вход в особняк открывается большой парадной лестницей из белого итальянского мрамора. Стены украшены фигурами атлантов. Обязательный элемент оформления итальянских палаццо — зеркала. На потолке плафон «Утро или Начало» кисти Торопова.


Через парадный вестибюль переходим в кабинет хозяина — «львиную комнату». На стенах, камине, мебели, везде изображение льва.



В стене за столом большая сейфовая дверь, она в закрытом состоянии сливается со стеной.

В залах особняка проходят разные выставки, в том числе и о крупнейших купеческих династиях, представлен ассортимент товаров.

Опять швейки — необходимая в быту вещь для ручного шитья.

Керамические формы для выпечки

И судовой гудок, вспомним Паратова из «Бесприданницы».


Поднимаемся на второй этаж.
Столовая выполнена в русском стиле. Резной «деревянный» декор имитировали гипсовой раскрашенной лепниной.


Красочный интерьер как бы переносил своих хозяев в древнерусский терем.

Люстра — произведение ворсменских мастеров и городецкая золотошвейная скатерть, это уже современные изделия, созданные специально для этого интерьера.

В витринах в столовой находится старинная посуда — Георгиевский сервиз (Гарднер, Вербилки) конца 18-го века.

Мебель в стиле «историзм»

Мейсеновские вазы, 18-й век.
