УС2: Михалков дико жжет
olegivanov62 — 18.04.2010 "Утомленные солнцем-2" - набор отдельностоящих короткометражек, механически связанных между собой и фактически не связанных с первыми "Утомленными солнцем". Это такой сборник "La guerre, je t'aime" (из фильма следует, что война хоть и пакость, но талантливому режиссеру с безопасного расстояния предоставляет исключительно широкие возможности).Все короткометражки следуют одному сюжету.
Набрали известных артистов, одели их в лагерную униформу, и тут вдруг бдыщь! - налетели самолеты и лагерь разбомбили.
Набрали других известных артистов, загнали их на мост. Бдыщь! Мост взорвали.
Набрали опять известных артистов, загнали их на корабль. Бдыщь! Налетает фашистская авиация, корабль идет на дно.
Набрали снова известных артистов (их же до хрена), нарядили кремлевскими курсантами, выстроили в ряд. Бдыщь! Наехали танки и всех раздавили.
Набрали для разнообразия неизвестных артистов, нарядили их в деревенских жителей. Бдыщь! Набежали фашисты, согнали всех в хату и сожгли.
Можно продолжать и продолжать этот скорбный перечень.
Фильм идет три часа. По ходу дела Артему Михалкову отрывает ноги, Надя целуется с миной, а злобный фашист пытается покакать из самолета на судно с тяжелораненными. Завершается душераздирающей сценой "Дормидонт смотрит на сиськи Нади и умирает". Бедный Тим Бертон, которому предстоит всосать эти три часа и как-то встроить их в свое мировосприятие.
И при этом в финале трудно не аплодировать. Человек реально изобрел собственный макабрический и истерический мир, он стал режиссером вроде того же Бертона или Альмодовара. У него абсолютно уникальный стиль, и суждения из серии "плохо - хорошо", "умно - глупо", "пошло - изысканно", "тонко - грубо" сюда вообще не подходят. Подходит только простое "прет - не прет". Меня перло.
Михалков старается сообщить, что война взрывает мир, и мир в итоге выглядит абсурдным и свихнувшимся - но на самом деле он никакой войны не нюхал, и населяет мир "Утомленнных солнцем" исключительно своими фантазмами и чертями. Чем старше он становится, тем больше воли он им дает, тем смелее плюет на дурацкие условности. Получается охренительная сверкающая каша, которая особо ценна отдельными встречающимися в ней изюминками. Видели бы вы, с каким лицом там немецкий солдатик выбрасывает русскому солдатику под ноги шоколадку с портретом Гитлера. Видели бы вы, какая там внезапно появляется шикарная ложка с дыркой и надписью из серии "Иван, я жду тебя дома". Видели бы вы, с какой нежностью камера скользит по винтовке Артема. Видели бы вы ту же финальную сцену с Дормидонтом и Надей - она вообще вне этой реальности, никакому другому режиссеру и никакому другому человеку такое бы и в голову не пришло, а если б и пришло - он бы себя осадил. Михалков достиг того градуса остервенения, когда осаждать себя уже нельзя. Он своим, довольно оригинальным способом выползает за пределы этого мира - и он дико жжот.
http://crianza.livejournal.com/234475.html
и там же в комментах:
... великодержавный кинематограф - это, по-моему, "Сибирский цирюльник", и тот этап давно закончился.
А "Утомленные солнцем" - они скорее похожи на сон. От этого фильма какой-то наркотический эффект. Это неописуемая дичь, но в ней есть, безусловно, свое великолепие. Это очень дурно и очень круто.
Ну то есть для меня Михалков - это как раз танец Богатырева в ресторане, истерическая радость в начале "Своего среди чужих", монолог Бортника про Марусю, Федя Стуков, который бегает под песню Sunny, чеченский мальчик, который танцует лезгинку в тюремной камере. Михалков певец какой-то иррациональной мутной стихии, которая другим неподвластна (другим просто не приходит в голову ее воспевать). Ну, такова природа его таланта. И вот сейчас он наконец взялся за войну - и выяснилось, что война предоставляет ему массу поводов выйти с художественной истерикой невиданных ранее масштабов.
Вообще мне и раньше казалось, что ему не зря везде мерещатся бесы - они правда иногда его трогают своими хвостами. И на экране это отчетливо видно. Какая в этом случае возможна кинокритика, я не очень понимаю.