Урсула Ле Гуин


До меня новость, как обычно, дошла с изрядным опозданием. Но пару дней назад я все-таки наткнулась вот на эту ссылку:
Слова, произнесенные госпожой Ле Гуин, я прослушала несколько раз. Всего шесть минут, то и дело прерываемые аплодисментами. Но для мастера слова шести минут более чем достаточно.
Среди англоязычной аудитории это выступление сейчас довольно живо обсуждают. Но я поймала себя на том, что хочу услышать мнение тех, кто пишет и читает на русском.
Сначала пара слов о контексте. Речь была произнесена 19 ноября, в Нью-Йорке, во время церемонии вручения 65-ой Национальной книжной премии. Урсула Ле Гуин поправила микрофон. Посетовала, что она, похоже, гораздо ниже «чем большинство этих людей».
Свою речь она начала с того, от всего сердца поблагодарила тех, кто вручил ей эту «прекрасную награду». Поблагодарила свою семью, своих агентов и редакторов: «знайте, что получение этой награды – их заслуга в не меньшей степени, нежели моя, и это прекрасная награда – их, в той же степени, что и моя».
Создательница «Волшебника Земноморья» сказала, что с радостью делит эту честь с другими авторами научной фантастики и фэнтези, «писателями воображения», которые последние пятьдесят лет смотрели, как прекрасные награды уходят к «так называемым реалистам».
Затем Урсула Ле Гуин продолжила:
«Я думаю, грядут тяжелые времена, когда мы захотим услышать голоса писателей, способных увидеть альтернативы тому, как мы живем сегодня. Способных посмотреть за границы нашего охваченного страхом общества с его зацикленностью на технологиях, и увидеть другие способы существования. И даже представить себе реальные основания дня надежды. Нам будут нужны писатели, которые способы помнить свободу: поэты, провидцы – реалисты большей реальности. Сейчас, я думаю, нам нужны писатели, которые знают разницу между производством рыночного товара и созданием произведения искусства.
Разработка письменного материала, который бы соответствовал маркетинговой стратегии и максимизировал корпоративный доход и плату за рекламу – это не совсем то же самое, что ответственное издание и написание книг.
(Спасибо за отважные аплодисменты!)
Тем не менее, я вижу, как отделам маркетинга отдают контроль над редактурой, вижу, как мои собственные издатели в глупой панике невежества и жадности запрашивают за электронную книгу у библиотеки в 6 или 7 раз больше, чем они просят у простых читателей. Мы только что видели, как перекупщик пытался наказать издательство за неповиновение, видели как на авторов наступают корпорации. И я вижу, как многие из нас - создателей, которые пишут книги и делают книги - принимают это, позволяют перекупщикам товара продавать нас, как дезодорант, и говорить нам, что издавать и что писать… Н-да...
Книги – это не только товар. Мотив получения дохода часто вступает в конфликт целями искусства.
Мы живем в мире капитализма. Его власть кажется неизбежной - но таким же когда-то казалось божественное право королей… Любой власти, созданной людьми, способны противостоять человеческие существа, и они же способны изменить ее. Противостояние и изменения часто начинаются с искусства, и очень часто, с нашего искусства – искусства складывать слова. У меня была длинная карьера, и хорошая, в хорошей компании. И сейчас, в самом ее конце, я действительно не хочу смотреть, как американскую литературу продают в рабство.
Мы, те кто живет написанием книг и их изданием, хотим и имеем право требовать нашу долю доходов. Но имя нашей прекрасной награды не прибыль. Ее имя свобода. Спасибо»
Я… даже не уверена, что именно я думаю по поводу этих слов.
Хорошо, наверное, быть писателем, работу которого пытаются купить (а не, скажем, украсть). И у которого из-за этого возникает какая-то прибыль. Проблемы, связанные с попыткой оную прибыль поделить – воистину, не худшие из проблем.
Но разве конфликт дохода и искусства сегодня и сейчас как-то сильно отличается от того, что существовал с незапамятных времен?
С другой стороны… После того, как капитализм окажется на страницах исторических учебников, в одном ряду с божественным правом королей (а ведь рано или поздно он там окажется…) Что может прийти на смену? Хм…
Настя-тор
|
</> |