Урок истории

– Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своей семье, родителях и о том, как возник у вас интерес к отечественной истории?
– О своей семье я довольно подробно написала в книге, посвященной моему отцу. Она называется «Сергей Алексеевич Лебедев. К 100-летию со дня рождения основоположника отечественной электронной вычислительной техники» (Москва., 2002 г.) Второго ноября, кстати, исполнилось сто десять лет со дня его рождения и к этой дате приурочили много радиопередач о нем. Отец создал первый компьютер в континентальной Европе, вместе с Кисунько разработал первую советскую систему ПРО, которая в марте 1961 года сбила баллистическую ракету. В результате СССР значительно опередил в этой области США.
Мама, Алиса Григорьевна, была виолончелисткой и красивым, талантливым человеком. Ее друзьями были писатели Ильф и Петров, пианист Святослав Рихтер, актеры Зиновий Герт, Борис Сичкин, Тимошенко и Березин. Она всегда приходила на помощь тем, кто в ней нуждался. Когда у одноклассника моего брата Сергея – Яши Грунфельда умерла мать, и он остался сиротой (отец погиб на фронте) по инициативе мамы наши родители его сразу же усыновили и дали свою фамилию. Впоследствии он стал крупным ученым-физиком, членом-корреспондентом РАН. Мама ненавидела Сталина всю свою жизнь. В брежневское время в строжайшей тайне собирала среди жен академиков средства для оказания помощи диссидентам. Об этом, в частности, писала в своих воспоминаниях дочь Александра Галича.
Семья у моего папы интересная. Его родители были просветителями: Алексей Иванович – учитель, литератор, в созданном им издательстве выходили книги для крестьян; мама – Анастасия Петровна, в девичестве Маврина – из богатого дворянского рода, чья история идет с XV века. Покинув дом, она принимала активное участие в движении народников, стала директором училища имени Гациского для девочек из бедных семей. Старшая папина сестра, Татьяна Маврина, широко известная художница, лауреат международной премии имени Ганса Христиана Андерсена. Дядя моего отца – Михаил был женат на Олимпиаде Васильевой, брат которой помог Алеше Пешкову получить образование и стать писателем Максимом Горьким. Зная историю брака Михаила и Олимпиады, писатель отразил ее в пьесе «Мещане». Сами видите, семьи зачастую связаны друг с другом совершенно бесподобным образом. Горький потом поддерживал моего деда; когда ему потребовалось уйти на персональную пенсию, написал, что знает его как просветителя.
Историей я увлекалась с детства. Хорошо помню, как папа пришел после ХХ съезда, весь почерневший, и пересказал нам доклад Хрущева. Именно тогда я решила изучать преступления сталинизма, работать в архивах, чтобы иметь возможность не только восстановить исторические события советской эпохи, но и убедить читателей с помощью документов.
– Когда и как получилось, что вы занялись темой Катыни? Считаете ли ее главной среди своих исследований?
– Четыре темы составили основной объем моих публикаций. Еще во время учебы в Историко-архивном институте я опубликовала две статьи о Герцене. Но, поступив на работу в Институт истории АН СССР, писала кандидатскую диссертацию по теме «Предыстория Нюрнбергского процесса». В Нюрнберге на процессе обсуждался и «катынский» вопрос. Катынь стала второй областью моих исследований. Третья тема – Коминтерн как ленинское, а затем сталинское орудие на мировой арене. Так как я не была членом партии, меня к его фондам не подпускали. Но после открытия в 1992 году архива Коминтерна я возглавила проект публикации его материалов. Сначала проект предусматривал издание трех томов: «Коминтерн и Вторая мировая война», «Коминтерн и идея мировой революции», «Коминтерн и фашизм». Затем добавились «Коминтерн и Гражданская война в Испании», «Коминтерн и Африка», «Коминтерн и Латинская Америка». Позже мы с финами издали сборник «Коминтерн и Финляндия», а с болгарами – двухтомник «Коминтерн и Болгария». Я вместе со своими коллегами опубликовала около восьми томов, посвященных Коминтерну, а если считать издания, которые курировала, то получится двенадцать. В настоящее время вместе с польскими историками я работаю над подготовкой трехтомника документов «Коминтерн и Польша».
Четвертая тема моих исследований – отношения СССР и Литвы. В первом томе издания документов «СССР и Литва в годы Второй мировой войны» – пятьдесят печатных листов, он вышел в свет шесть лет назад, а во втором, который опубликован несколько дней назад, – семьдесят. Получились довольно интересные книги.
Окончание интервью здесь.
25 декабря 2012
|
</> |