рейтинг блогов

Урок искусствоведения

топ 100 блогов tema08.02.2011 Это перепост. Очень история понравилась.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post121497931/



Minne di Santa Agata

Согласно «Legenda aurea» (Золотая легенда), Агата (235-251 гг.) происходила из одного знаменитого катанского рода на о. Сицилия. После принятия крещения она решила из любви к Христу сохранить девственность. Ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана, но он был отвергнут упорствующей в своей «idee fixe» Агатой.

Как раз в это время император Деций пытался осуществить, вслед за Нероном, героическую попытку искоренения христианства, которое, подобно стыдной болезни разрушало организм Римской Империи. Квициан, выполняя распоряжения императора, провел серию арестов и казней сицилийских христиан.

Одной из первых была арестована отказавшаяся принять ласки наместника Агата.

Поскольку девушка не пожелала отрекаться от своей веры, и ответила повторным отказом на предложения Квициана, то она была подвергнута «двухступенчатой» казни. Сначала ей отрезали груди и без всякого ухода поместили в камеру, где, по утверждению той же «Золотой легенды», к ней явился казненный за 200 лет до того ученик назарейского авантюриста, бывший служащий налоговой полиции Петр/Симон, немного поколдовал, и ее раны затянулись., Произошедшая метаморфоза крайне раздосадовала Квициана, и на следующий день было решено подвергнуть Агату обезглавливанию, и сия операция, от последствий которой ни сам экс-плотник, ни его последователи не имели «противоядия», благополучно завершилась смертью шестнадцатилетней девственницы. Это произошло 5 февраля 251 года.


По традиции, Агата изображается с атрибутами своего мученичества – клещами, или большими, похожими на приспособление для резки жести, ножницами, и выглядит, скорее, как подручная плотника (sic!).

Урок искусствоведения


Гораздо интереснее (и потому более часто встречающиеся) изображения нашей героини, демонстрирующей свои отсеченные груди, выложенными на блюдо. Такой ее изображали Франсиско Сурбаран, Бернардино Луини, Лоренцо Липпи, Николо де Симоне, Джованни Кариани, Гвидо Каньяччи, и ряд мастеров, чьи имена остались неизвестными.

Следует заметить, что эти художники изображали одетую Агату, сосредоточивая наше внимание на весьма аппетитно и чувственно (разумеется, в меру талантливости) изображенных персях.


Франсиско Сурбаран

Урок искусствоведения


Бернардино Луини

Урок искусствоведения


Лоренцо Липпи

Урок искусствоведения


Николо де Симоне

Урок искусствоведения


Джованни Кариани

Урок искусствоведения


Гвидо Каньяччи

Урок искусствоведения


Неизвестные художники

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


Впечатляет своей эротичностью картина Феличе Рипосо Фичерелли, изобразившего Агату в последние мгновения перед пыткой.

Урок искусствоведения


Впрочем, нас, конечно же, интересуют те картины, на которых художники запечатлели непосредственно процесс мучений непокорной девственницы. Подобные изображения присутствуют на росписях целого ряда церквей XIII-XV веков, и демонстрируют весьма богатую фантазию (или осведомленность) художников в технологии проведения подобных акций.

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


В XV веке сцена пытки Агаты появляется и на миниатюрах, иллюстрирующих историю ее жизни и смерти, в вышеупомянутой «Золотой легенде» и других манускриптах.

Нет сомнений, что художников и заказчиков этого сюжета привлекала возможность рисовать (для первых) и созерцать (для вторых) почти полностью обнаженное женское тело, взятое в чрезвычайно возбуждающий момент.

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


Как на фресках, так и на миниатюрах, мученица изображалась нагой до пояса, привязанной к столбу, или подвешенной за руки и волосы на некоем подобии креста. Орудием пытки служили, как правило, уже упоминавшиеся большие клещи или ножницы, но встречались и варианты.

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


Среди картин на рассматриваемый сюжет, созданных в период Высокого Возрождения в Италии бесспорным шедевром, несомненно, является картина работы Себастьяно дель Пьомбо

«Для кардинала Арагонского он написал великолепнейшую обнаженную св. Агату с истерзанными грудями, вещь исключительную», – так пишет об этой картине Джорджо Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях».

Урок искусствоведения


Разумеется, профессиональный художник, которым являлся Вазари, хорошо понимает разницу между обнаженной и полуобнаженной фигурой, каковой фактически изображена Агата. Но сохранившийся до наших дней эскиз свидетельствует, что возможно, первоначально, Агата на картине дель Пьомбо была полностью обнажена, и лишь позднее нижняя часть ее тела была «прикрыта».

Урок искусствоведения


Подобной ханжеской процедуре, увы, подвергались такие шедевры, как «Страшный суд» Микеланджело, «Лукреция» Дюрера, «Венера, Амур и Сатир» Бронзино, «Венера и Амур» Гирландайо (расчищена в 2005 г.)


Картина неизвестного художника немецкой школы начала XVI века. представляет нам самый «обнаженный» вариант Агаты, чье тело, подвешенное за руки на П-образной перекладине, едва прикрыто набедренной повязкой.

Урок искусствоведения


Современник Себастиано дель Пьомбо, представитель Северного Возрождения, нидерландец Жан Белльгамб, работавший во Франции, создал картину, которая в иконографии Агаты стоит рядом с картиной великого итальянца. На картине Белльгамба прикованную к стене Агату пытают три палача. Один обжигает ее подмышки факелом, второй захватил левую грудь жертвы ножницами и намеревается ее отстричь, а третий раскаляет пыточные клещи в очаге.

Именно обилие и разнообразие пыточных приспособлений вызвалоу некоторых искусствоведов сложность с идентификацией главного персонажа картины.

Урок искусствоведения


Близок по композиции к картине Белльгамба цветной деревянный рельеф Мастера Дунайской школы (начало XVI века).

Урок искусствоведения


Созданная в 1554 г. во Фландрии правая часть диптиха «Мучение Стефана и Агаты», изображает мученицу, чье довольно пухленькое тело деловито обрабатывают палачи, подвешенной на перекладине, похожей на ту, что нарисована на приведенной выше старонемецкой картине. Эти два произведения роднит и то, что фламандский художник, подобно своему немецкому коллеге, не ограничился изображением полунагого торса Агаты, но, пусть и не столь радикально, продемонстрировал нам ее обнаженные ноги.

Урок искусствоведения


На картине североитальянского художника 16 века, изображающей Агату в компании своих коллег, обстоятельно изображено пыточное устройство для перетягивания груди. Таким же способом Агату пытают на одной фресок 14 века (см. выше).

Урок искусствоведения


Итальянская живопись первой половины XVII века находилась под сильным влиянием творчества Караваджо, с его любовью к драматической напряженности, резким контрастам света и тени. Картина кавараджиста Джованни Бальоне, изображающая начальную стадию пыток Агаты, и Антонио Ваккаро, на которой Агата изображена после пытки в темнице, характеризуется всеми вышеперечисленными особенностями.

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


Картина неизвестного художника фламандской школы 17 века, как и картина Феличе Фичирелли, изображает Агату перед началом пыток. Влияние великого Рубенса, которого не избежал практически ни один из фламандских художников – его современников, с пристрастием к мощным формам и объемам , отчетливо видно в этом произведении.

Урок искусствоведения


Агата на картине художника круга Джованни Биливерти (1576-1644) изображающая Агату после отсечения грудей в темнице, доказывает, что Петр Симон не просто залечил ее раны, но и произвел восстановительную маммопластику (не поскупившись на силикон).

Урок искусствоведения


Интересно, что со второй половины XVII века с картин полностью исчезает мотив подвешивания Агаты. С этого времени она предстает или привязанной к невысокому столбу или дереву, или просто стоящей на эшафоте.

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


Одной из вершин творчества великого венецианского художника Джованни Батиста Тьеполо, работавшего во второй половине XVIII века является выполненный в 1755 году алтарный образ для бенедиктинского монастыря Лендинара, поражающий своими живописными достоинствами и высоким драматизмом.

Урок искусствоведения


Интересно сравнить эту работу мастера с его же ранним произведением на ту же тему, где еще ощутим отчетливый привкус сентиментальности. На ранней картине художник решил объединить события – пока один палач аккуратно отрезает жертве груди, другой извлекает из ножен меч, готовясь нанести ей смертельный удар.

Урок искусствоведения

Картина Тьеполо оказалась последним великим произведением живописи, посвященным мучениям сицилийской девственницы.

Созданные в конце XVIII и XIX веке картины и гравюры, хотя и обладают рядом достоинств, увы, не достигают тех художественных вершин, которые достигли мастера предыдущих эпох.


Мариано Росси

Урок искусствоведения


Гюстав Моро

Урок искусствоведения


Неизвестные художники

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения

Урок искусствоведения


Разумеется, в силу того, что иконография Св. Агаты весьма обширна, здесь представлена лишь часть изображений этой мученицы. По причине произведенных над ее грудями операций, Агата считается покровительницей женщин, страдающих раком груди.

Мне осталось объяснить название статьи.

«Minne di Santa Agata» (Груди святой Агаты) – так называется творение итальянских кондитеров, представляющее собой пирожное, украшенное зернышком граната.

Урок искусствоведения

Приятного аппетита!




Вот какой хуйней страдали наши христианские предки.

Дефки, шлите сиськи в субботнюю рубрику по адресу tema@tema.ru. На фото должен быть жжшный ник с человечком. По желанию - шипцы.

Под кат? На хуй. Привыкайте к изобилию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Гаишники у нас в Грузино злые. Перекрывают со всех сторон и втягиваются в салон. Megaslav любит писать о них возмущенные посты. Я в их прайм-тайм никогда не попадал, но был наслышан. В обычный четверг в 14.00 выехал с газовым баллоном в Кузьмолово. Тормозят. Документы. Страховочка. ...
  Шепелявый бровеносец   Пуда два медалей носит   И все просит просит просит   Чтоб за бой и чтоб за труд....   Награждение т. Брежнева в 1976г Леонида Ильича Брежнева сердечно поздравили присутствующие при вручении маршальского ...
...
Музей расположен на территории аэропорта Плеханово, на окраине Тюмени. В прошлом году аэропорту исполнилось 90 лет, он был построен в 1934 году у деревни Плеханово. До 60-х годов ...
  От нынешнего изобилия легкодоступной пищи у недавно спортивных  мишек отвисли животики, наподобие пивных.  Зашел сегодня один из них на вертолетную площадку рядом с домом. Ему кажется, что тут шикша вкуснее, хотя она рассыпана по ...