Уральцы – терминаторы фронта или чудилы с Нижнего Тагила?

топ 100 блогов gusev_a_v28.09.2023

Забавную выборку сделала историк Снегирева Т.А. в статье «Свердловск военных лет глазами очевидцев».

Слева - уралец, справа - одессит.
Слева - уралец, справа - одессит.

Во время великой Отечественной войны писатели, журналисты создавали особый образ воинов с Урала. «Урал дает фронту воинов особого склада — сдержанных, немногословных и невероятно мужественных».

Например, Лев Сонин в рассказе «Уралец» откровенно романтизирует образ, делает акцент на его исключительность, особость (он Другой, не такой, как обычные воины), дает прямую аллюзию к куперовским индейцам: Черторогов обладает иными знаниями и повадками, появляется молча из ниоткуда в самый напряженный момент, совершает подвиг, спасает всех и исчезает вновь.

Л. Славин описывает обаяние брутальности:

«Я тоже посмотрел на новобранца, и по его могучим рукам, спокойно сложенным на просторной груди, по надменному хладнокровию скуластого лица, по угрюмому блеску отваги в узких глазах я тотчас узнал бессмертную и неукротимую породу уральских гордецов».

По мнению Снегиревой автор настаивает на «особом роде уральского угрюмого азарта»:

«Тот, кто видел в боях за Москву полки, составленные из уральцев, никогда не забудет молчаливой свирепости, с какой они шли в атаку и на штурмы. Их родичи, оставшиеся в тылу, перекачали свое яростное усердие в литье пушек и обточку снарядов. А ведь по первому взгляду уралец может и не понравиться сумрачным стилем своего обхождения».

Правда в фильме «Два бойца» (1943) снятом по повести Л. Славина «Мои земляки» «Саша с Уралмаша» некий добродушный деревенский увалень, а вовсе не угрюмый, и не свирепый.

Напомню, теме «Саши с Уралмаша» уже уделял большой внимание Мурзин А.Э. в монографии «Советский миф в судьбе Урала».

Мурзин пишет:

«Впервые крупным планом уралец предстал перед всей страной в виде «Саши с Уралмаша» из кинофильма Леонида Лукова «Два бойца» 1943 года. Действие фильма разворачивается в октябре 1941-го на фоне боев по обороне уже месяц как осажденного фашистами Ленинграда».

«Саша с Уралмаша» слева
«Саша с Уралмаша» слева

И далее:

«Несомненно, этот образ, сразу прочно засевший в памяти, оказал огромное влияние на формирование в дальнейшем отношения к Уралу и уральцам. Отсюда, особое значение приобретало то, что зрители с течением времени стали все больше выделять в качестве отличительных такие характеристики «Саши с Уралмаша»: «угрюмый уральский увалень», «неразговорчивый», «простодушный флегматик», «незамысловатый, незатейливый великан». Во всех подобных определениях так или иначе подчеркивается, что зрителю приходится иметь дело с могучим, но в общем сыроватым человеческим материалом, который еще только должен будет подвергнуться обработке, «шлифовке». Таким сохраняющимся пониманием окружающими уральской натуры, уральского характера, созданием живучего стереотипа современные жители края не в последнюю очередь обязаны кинокартине Лукова…»

По мнению Снегиревой в фильме «Большая земля» (1944), действие которого происходит на Урале осенью–зимой 1941 г., представлен и первый кинематографический образ уральской женщины — уралочки, красивой, сильной, не боящейся трудностей, верной, самоотверженной и неприступной (актриса Т. Макарова).

Уралочки кинематографистам представлялись такими.
Уралочки кинематографистам представлялись такими.

В общем, стесняться уралочками не приходится. Даже в той знаменитой фразе из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», когда фарцовщик говорит: «Кого ты привела Сусанна? Она что с Урала?» — предполагаемую уралочку играет Ирина Муравьева и в образ деревенской простушки её никак не впихнуть.

Ирина Муравьева в которой «фарцовщик» заподозрил уралочку
Ирина Муравьева в которой «фарцовщик» заподозрил уралочку

А вот мужикам-уральцам — не повезло. Саша с Уралмаша, по мнению Мурзина, стал олицетворением того, что сейчас иронично называют «дерёвня». «Саша с Уралмаша» – это тоже, что «девушка с Урала», «сибирский валенок», «чудило с Нижнего Тагила», «простой работяга»…

Впрочем, современный кинематограф дает ещё более гротескный образ уральцев. Гена Букин не даст соврать!

Современный киношный уралец — Гена Букин
Современный киношный уралец — Гена Букин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
17 апреля 2011 года в 18.00 в большом зале ЦКИ «Меридиан» состоится гала-концерт фестиваля вокально-хорового самодеятельного творчества «Созвездие Гагарина», посвящённого 50-летию первого полёта человека в космос. Для вас выступят лучшие творческие ...
На днях я вернулся с Украины. Ездил на конференцию левых сил, посвященную отношению моих коллег к Майдану (оно весьма противоречивое). Хотел посмотреть все ...
Более 30 горняков, участвовавших в забастовке с требованием о повышении заработной платы на платиновой шахте Марикана в ЮАР, принадлежащей британской компании Lonmin, были застрелены полицией. Вооружённые до зубов офицеры полиции на броневиках ...
Сборная России вышла на игру с расстановкой 4-1-3-2, где Аршавин занял позицию чуть глубже и левее Кержакова, Денисов — место опорника, а Торбинский, Зырянов и Быстров выстроились в растянутую линию в центре полузащиты, при этом, естественно, ...
Читать комментарии порой бывает занятием невероятно захватывающим. Я как-то упоминал о комментариях к моим постам — это одно. Но совершенно иное читать комментарии к фильмам на ...