Уна

Раз уж я привыкла писать тут о прекрасном, напишу о Соне Савич.
Это югославская актриса, и она нереальная. Она была красивая как ангел (или как демон, или как что угодно, она всегда разная), она создавала образы, которые невозможно забыть, и отдавалась работе без остатка. Она была очень умна, остроумна, саркастична, у нее была потрясающая речь. А еще она в 29 лет и навсегда осталась вдовой. Она мечтала о простом счастье, детях, доме, но была очень несчастна, скатилась куда-то под откос и умерла в 47 лет от героина. Она снималась только в местном кино. Поразительно, что такая яркая звезда взошла и закатилась практически незамеченной, всего одна международная премия на Венецианском фестивале. В общем, это очень югославская история.
В «Чавке» у нее эпизодическая роль школьного психолога. Зацените:
(это трусоватый директор пытается угадать, что изображено на абстрактной картине, безуспешно, тк он еще и туповат, на самом деле подбивает клинья).
В фильме «Мы не ангелы», трешовом суперкитче 92 года, она тоже играла, но там она была совсем другая. После этого я решила, что хочу посмотреть все фильмы с ней.
И вот я нахожу фильм того же режиссера, что снял «Чавку», под названием «Уна» с такой рецензией:
Интеллектуальная эротическая драма — редкая птица в сербской
кинематографии. В центре сюжета «странная девушка» образца 80-х и
её любовник, университетский профессор, стареющий резонёр. Слишком
откровенных (по нынешним понятиям) постельных сцен в фильме нет, но
сексуальное напряжение между героями такое, что того и гляди плёнка
расплавится. В главных ролях Раде Шербеджия на пике своей мужской
харизмы и бывшая пай-девочка, звезда фильмов для подростков Соня
Савич. Фильм снят по одноимённому роману сербского классика Момо
Капора.
Ну мы конечно скачиваем, смотрим — и разочарование. Никакого сексуального напряжения, или мало-мальски завалящего возбуждения я лично не чувствую. Ну Соня-то дивно хороша, и показана кстати, волшебно, атмосферно, и во всех деталях. Но вот профессор какой-то вообще не возбуждающий, то ли из-за своих неряшливых усов, то ли просто потому что идея стареющего профессора, пристающего к студентке, мне как-то неоч. Возможно, думаю я, это потому что я девочка, а с мужской тз все наоборот, Соня-то огого. Но вот А. говорит, о Момо Капоре был лучшего мнения, что же, этот профессор-писатель-резонёр его альтер эго? Какое-то фу. Усы он в конце правда сбрил, слава богу, но было поздно. Еще в рецензии нет политической подоплеки, а стоило бы заметить, что эту девочку-припевочку люди из первого отдела попросили собирать на профессора-вольнодумца компромат, чтобы уволить его из университета. В который раз поражаюсь, какой вегетарианский в СФРЮ был кровавый режим. Чтобы уволить профессора, не расстрелять, не сослать в лагеря или просто вон из Белграда, не вон из профессии, а просто заставить подписать заявление по соглашению сторон, надо было собирать компромат, да еще и купив девочку обещанием выпустить ее парня-контрабандиста из тюрьмы. Пф..
То есть получается этот фильм и не про страсть, и не про кровавый режим, а вообще непонятно о чем. Еще вдобавок в первой части очень много этот профессор заумно вещает про марксизм и все такое, пришлось даже перейти на перевод, но сильно понятнее не стало. Видимо, цель была показать, что он дофига умный и властитель дум, и вот за это она его полюбила. Но опять таки нет, потому что в какой-то момент она его срезает, и больше он не вещает. А когда что-то другое про свою работу, то вроде как не так пафосно это уже выходит.
И вот мы досматриваем и такие эээ, это что вообще было? А фильм продолжается, то есть не отпускает. Не посмотрел, все понял и забыл, а думаешь и думаешь о нем, и хочешь посмотреть снова, теперь уже на сербском, услышать Сонин голос. И вроде бы он о чем-то важном, а оно ускользает. Ну ок, фильм любования прекрасной и странной девушкой. Мне напомнило, как Антониони снимал Монику Витти, только Соня лучше Моники. Всё в ней жизнь, всё свобода, и в груди колотьё. Вот, кажется, это слово. Мне кажется, это фильм о свободе. О людях, которые готовы ее отнять, и о людях, которым она важнее всего. То есть профессор только и делает, что говорит об этом, но на самом деле он готов на все ради свободы или только привычно говорит? А странная девушка, которая из протеста все делает наоборот: проснувшись, первым делом натягивает сапоги, ну а трусы там уже по обстоятельствам, которая согласна продаться за свободу своего парня, которая бросает мужчину, потому что любит его, — она правда свободна или это так кажется? И почему каждый раз, когда они покупают свободу, оказывается, что они ее продают? Много вопросов и совсем нет ответов, люблю такое.
Наверно, как во всяком настоящем фильме, там каждый видит своё, кто-то софтпорно, кто-то — что-то ещё, чего я не заметила, много слоёв там накручено. В общем, рекомендую.