Умер Никита Симонян. На 100-м году жизни....
varlam_volkov — 24.11.2025

Вечером 23 ноября на сотом году жизни скончался Никита Симонян, олимпийский чемпион, легенда московского "Спартака", который выигрывал с ним трофеи и как игрок, и как тренер.

Никита Симонян, настоящее его имя Мкртыч, а отчество - Погосович, родился в 1926 году в Сухуми. Мальчишкой увлекся футболом, получал за это тумаки от отца. Ботинки рвались, играли чем попало, делали мячи из тряпья. Настоящие мячи он увидел только в сборной Абхазии. Шесть человек из той команды дойдут до ведущих клубов СССР.
Еще во время войны, года с 1944-го, в Сухуми стали приезжать команды мастеров - "Динамо", ЦДКА, но не "Спартак". В 1945-м приехала московская команда "Крылья Советов", а с ней и юноши, которые были чемпионами Москвы. Сборная Абхазии с Симоняном в составе сыграла с юношеской командой два матча и оба раза выиграла. Симонян забил, сыграл какое-то время и за взрослую команду. Тренеры "Крыльев" Абрам Дангулов и Владимир Горохов позвали парня в Москву. На это Никита ответил, что без согласия родителей не может ничего решать. В итоге тренеры пошли на разговор к отцу и в Москву перспективного игрока все-таки забрали.
- Когда мое имя стало на слуху, произошел забавный случай, - рассказывал Никита Павлович.
- В Сухуми отдыхали офицеры московского военного округа - там был санаторий. И на рынке, где мой отец подрабатывал сапожником, кто-то указал на него подполковнику, большому любителю футбола. "Это правда отец Никиты Симоняна?! А ну-ка, ребята, качать его!" - скомандовал он своим подчиненным. В тот день отец пришел домой и попросил мать, когда та станет писать мне очередное письмо, чтобы извинилась передо мной от него. Я ведь получал от отца за футбол. А тут его за сына-футболиста на руках носили.
В 1951-м Василий Сталин стал делать все, чтобы забрать Симоняна из "Спартака" в свою команду ВВС. Это было зимой, после сезона. Никита с одноклубниками Игорем Нетто и Анатолием Ильиным уехали в Кисловодск. Туда за Симоняном Сталин прислал двух адъютантов. Они заявили, что в Москву лететь с ними обязательно, отказ не принимают и нужно разговаривать с "самим".
- Наверное, я не понимал, что Сталин может со мной сделать. Знал только одно: из "Спартака" не уйду. В Москве меня встречал полковник Соколов и об отказе играть за ВВС заявил и ему. Потом слышал, будто бы он вел разговоры, что меня надо пристрелить из-за угла, - вспоминал Симонян. - Но впереди была встреча с Василием Сталиным, которому я, на самом деле, безмерно благодарен. Там был не только он, но и другие военные. Когда мне надо было что-то говорить, произнес такую фразу: "Василий Иосифович, благодаря "Спартаку", команде, тренерам я состоялся как игрок. Разрешите играть за "Спартак". Сталин обернулся к подчиненным: "Слышали? Человек мне сказал правду в глаза". Потом повернулся ко мне: "Ну, иди и играй за свой "Спартак". Но запомни: в любое врем я тебя встречу с распростертыми объятиями".
Симоняна доставили домой, на Новопесчаную улицу в Москве. Вскоре в квартиру постучался солдат, вручил справку с красной звездой и билеты на поезд в Кисловодск.
Там Игорь Нетто сразу спросил Никиту: "Ну, и где ты шлялся?" А тот решил подначить его с Ильиным: "Перед вами новоиспеченный игрок команды Военно-воздушных сил Советского Союза". Товарищи не поверили. Тогда Симонян мельком показал справку с красной звездой. На что Ильин уже серьезно заметил: "Набьют тебе морду болельщики - и правильно сделают".
Розыгрыш удался.
После прихода к власти Никиты Хрущева, Василий Сталин оказался в тюрьме, его содержали во Владимирском централе, досрочно освободили, но вскоре сослали в Казань. Вот в этот промежуток времени, когда Сталин был в Москве, Симонян случайно встретился с ним в ресторане "Арагви". "Никита, так тебя рад видеть. Очень хочется поговорить о футболе. Давай встретимся", - сказал Василий.
Это была их последняя встреча.
Команда 1950-х, возможно, сильнейшая в истории "Спартака". Она была основой и олимпийской сборной, ставшей чемпионом на Играх в Мельбурне в 1956 году.
Не выпустил отчего-то главный тренер сборной СССР Гавриил Качалин на финальный матч Олимпиады-56 Эдуарда Стрельцова. Поставил вместо него Симоняна. Получается, угадал, раз стали чемпионами.
Но медаль полагалась только тем, кто вышел в финале — и отыгравший весь турнир Стрельцов возвращался домой с пустыми карманами.
Никита Павлович подошел раз:
— Возьми медаль, мне неловко! Она твоя!
Стрельцов отмахнулся.
Через день Симонян подходит снова:
— Эдик, возьми! Прошу!
Стрельцов всОтправились бывшие футболисты в Сухум, где Никита Павлович провел детство, но не был там с юных лет.
Могилу родителей нашли. Но этого мало. Богатый человек дал автомобиль — и Симонян, прихватив Евгения Ловчева, отправился искать двор своей юности. Ездили, ездили, ездили...
Сухум не такой большой — а двора все нет. Округа неузнаваема.
— Тот? — спрашивал Ловчев.
— Вроде тот, — всматривался Симонян. — Но не тот...
Проехали дворов 15. Кругом то — да не то.
Евгений Серафимович сник. Да и Никита Павлович досадливо покусывал губу.
— Останови-ка, — сказал Ловчев водителю. — По нужде отойду...
Вылезает — и слышит в спину крик Симоняна:
— Да вот же он! Точно, мой двор!
Кинулись туда, к домишкам. Древние-древние деды, еще старше Симоняна, играют в нарды. Увидели, не особо удивились. Будто вчера расстались:
— О, Симонян! Ты? Ну, привет!пылил:
— Еще раз подойдешь — я с тобой разговаривать перестану. Мне 19, тебе 30. Для тебя медаль последняя, я еще выиграю...
Самое интересное, олимпийскую медаль для Эдуарда Анатольевича действительно отлили. Уже в Москве, десятилетия спустя.
Так получилось, что лично я, хорошо знаю центральную часть Сухума и много раз гулял на месте дома , где родился и вырос Мкртыч Погосович..., сейчас этот дом снесли...
Левон Иштоян, главный армянский футболист всех времен, из Лос- Анджелеса:
— Симонян — чудесный... Принял «Арарат» — первым делом повел нас в оперу. Так пристрастились ребята, стали ходить постоянно! Просто великолепный тренер. Мы чувствовали, как богаче становимся. А Симоняна мы обожали! Вот вам случай. Умерла у него мама. Так мы всей командой в Сухуми отправились хоронить. Все до единого.
Как проходит пломбирование зуба: этапы процедуры и выбор материалов
Русским нельзя улыбаться
Из Аргентины пишут
Кухня в общежитии
Еще с прогулки на букву П - птица (витрина магазина Fortnum&Mason)
Фото дня от Валерия Плотникова
Какой свисток без открывалки? Лажа, не берите. Открывашки там нет!

