Умер Александр Аскольдов
belan_olga — 21.05.2018Ушел из жизни еще один человек, показательно изгнанный из профессии, а потом и из страны, талантливый, честный и очень порядочный режиссер Александр Аскольдов.
Он снял только один фильм – «Комиссар». При одном воспоминании об этом фильм мурашки бегут по коже. А его за этот фильм публично осудили, фильм запретили, режиссера лишили профессии и выгнали из партии. Когда я смотрела фильм и обливалась слезами, все время в виске стучал вопрос: «За что? За что?»
Двадцать лет «Комиссар» лежал на полке. Но это образно сказано, на самом деле, фильм хотели смыть, порезать на кусочки, уничтожить. Но в Госфильмофонде нашелся один смелый редактор, который не только спас фильм, но и реставрировал его, и сохранил. Имя этого смельчака Галина Караева.
Я запомнила этого большого красивого человека на всю жизнь, мы оказались с ним рядом на каком-то мероприятии в библиотеке кинематографистов, спасибо Славе Шмырову, он тогда собирал в этом храме кино удивительных людей. Конечно, я просила об интервью, конечно, он отказал – он не давал интервью никому. Но зато мы успели поговорить, обменяться впечатлениями, и Раечка Недашковская порхала вокруг нас в чалме и в каком-то невероятно красивом платье-вышиванке с длинными, как крылья, рукавами. Александр Яковлевич рассказал тогда, что никто не соглашался сниматься в роли Ефима Магазанника, никто, бежали от роли «хорошего» еврея, как от чумы, даже малоизвестные актеры, и хоть плачь, и съемки закрывай. Но тут явился Ролан Быков, маленький сильный человек, большой актер и великий гуманист, и сыграл Магазанника так, что оторопь берет – разве такое возможно? А Раечка Недашковская была по фильму его женой – красавица писаная…
Я знаю, Нонна Мордюкова страшно переживала, что фильм «Комиссар», ее, пожалуй, самая звездная роль, лежит на полке. И даже призывала Аскольдова пойти повиниться и поправить в фильме то, что просят. «Не могу я простить гению, что так он обошелся со своим талантом. Мало ли нам плевали в рожу. Утремся, встряхнемся и дальше работаем. А он уперся. Двадцать лет сидел со своей обидой. Нельзя так», - сказала она в одном интервью.
За роль Клавдии Вавиловой Нонна была признана одной из выдающихся актрис ХХ века.
А потом пришла перестройка, случился очередной московский кинофестиваль, и Аскольдов вышел на сцену и сказал, что до сих пор в стране есть фильмы, которые «лежат на полках». И состоялся показ, и в зале некуда было яблоку упасть, Ванесса Рейдгрев сидела на полу. Посыпались международные призы, и даже Ника сподобилась – наградила почти всю съемочную группу. Кроме режиссера. Но пусть это останется на совести Ники.
В конце концов, все эти мураши-таракаши, легенды-17 и цитадели, исчезнут из памяти и из истории кино, а он останется, такой же честный и несгибаемый, как его «Комиссар».
Вечная память.
|
</> |