Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад?

топ 100 блогов visualhistory25.12.2019 Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1944 год. Какими они были три четверти века назад?
Второй мировая катилась к своему концу, но большинство городов мира жили своей повседневной  жизнью вдали от фронтов.
В настоящем обзоре мы будем идти с Запада на Восток, начав с тех, которые оказались наименее затронутыми войной.

На этом снимке Атланты фотограф Walter Sanders запечатлел собирательный образ крупного американского города 1944 году:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Atlanta by Walter Sanders

"Золотой век" американских трамваев подходил к концу. То, что многие наивно считают "естественными процессами развития городов и их транспортных систем", на самом деле было результатом преступного заговора монополий. Это они в своих корыстных интересах решали, на чём будут ездить и где жить миллионы людей.
Трагедия американского трамвая подробно описана здесь.
General Motors совместно с Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum с 1936 по 1950 через подставные компании скупали трамвайные линии и закрывали их. Применялись прямые угрозы, шантаж, обман и подкуп чиновников, использовались обширные связи руководства в правящих и банковских кругах. На смену трамваям постепенно пришли автобусы производства все тех же GM. Люди же, спасаясь от душного и вонючего нововведения, стали покупать личные авто.
Доклад бывшего советника Сената США Брэдфорда Снелла в 1974 году прославил "убийц трамвая" на всю страну.
За установленный судом факт заговора с целью уничтожения трамвайной системы США компания General Motors была оштрафована всего лишь на $5000, а каждый руководитель — на $1. Самое гуманное правосудие в мире (с).



Атланта, Персиковая улица (Peachtree street), фотограф Walter Sanders, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Atlanta Peachtree street by Walter Sanders


Нью-Йорк, театр "Маркиз" на Бродвее, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 NY Old theater marquees

О войне напоминают только пешеходы в шинелях и слово "Victory" на одном из рекламных билбордов.
Весь этот живописный квартал с пятью (!) старыми театрами будет снесён в 1980-е для постройки огромного отеля «Нью-Йорк Марриотт Маркиз» (в который переедет театр "Маркиз").

Нью-Йорк, Пятая авеню, фотограф Charles Phelps Cushing, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 NY Fifth Avenue by Charles Phelps Cushing

Уличная сцена у Нью-Йоркской публичной библиотеки, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 New York Library Street Scene

Серые небоскрёбы Чикаго в 1944 г.:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Chikago1

В годы войны в США было свёрнуто производство  легковых автомобилей и начата кампания за экономию топлива. Правительство призывало граждан использовать автомобили для поездок коллективно, кооперируясь с соседями.  Был даже такой плакат: "Если ты едешь в своём авто один, ты возишь Гитлера!".
Но изменить образ жизни нации заядлых автомобилистов такими мерами не особенно получалось, поэтому на многих снимках из 1944-го траффик не особенно отличается от довоенного.

Лос-Анджелес, Голливуд:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 LA Hollywood and Vine

Несмотря на это царство автомобилей, трамвайные рельсы ещё присутствуют.

Ещё один типичный вид в Лос-Анджелесе 44-го:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944c LA

Главная историческая улица Нового Орлеана (Канал-стрит), фотограф Walter Sanders:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 New Orleans Canal street by Walter Sanders

В Новом Орлеане действует едва ли не самая старая в мире трамвайная система, непрерывно существующая с 1835 (!) года. Как и везде в США, в послевоенные годы она подверглась разгрому, но одна линия уцелела (Св. Чарльза). В 1980 г. для туристов отрыли ещё одну линию.
В результате растущего интереса к трамваям в 2004 г. была восстановлена линия Канал Стрит​, через 40 лет после ее закрытия.

Главная улица Нового Орлеана (Канал-стрит) в 1944 г., фотограф Walter Sanders:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 New Orleans Canal street

Забитый машинами Бостон около 1944 г.:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944c Boston


Главная площадь Мехико Сокало в 1944 году:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Mexico Zocalo Richard Hewitt Stewart3

Такой её уже мало кто помнит. В 1958 г. с площади уберут трамваи и всю растительность, превратив в огромный каменный плац:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 2019 Zocalo

Теперь там удобно устраивать огромные сборища по любому поводу))

Теперь перенесёмся в Европу, города которой оказались затронуты войной в очень разной степени. А некоторые вообще не были затронуты.

Сумрачный и пропахший рыбой Рейкьявик 1944 года, площадь Lækjartorg:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Reykyavik by Ralph Morse2

Вот этот домик на курьих ножках - телефонная будка!

Теперь от того старого Рейкьявика теперь мало что осталось. Город постоянно перестраивали и дерево уступало место стеклу и бетону.
Вот так ныне выглядит этот уголок площади:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 2010s Laekjartorg

Стокгольм, улица Kungsgatan в 1944 г., обычная жизнь нейтральной столицы:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Stockholm Kungsgatan street

Как известно, Лондон довольно сильно пострадал от войны, но люфтваффе почему-то бомбило прицельно именно Сити (Старый город), тогда как остальная часть мегаполиса оказалась почти нетронутой. Об этом можно судить по представленным ниже фотографиям.

Лондон, Оксфорд-стрит, фотограф Frank Scherschel, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 London by Frank Scherschel

На главной торговой улице британской столице трудно сразу найти приметы военного времени.

Скопление дабл-деккеров и отдых горожан в одном из лондоских парков (кажется, Гайд-парк):

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 London by Frank Scherschel2

Конечно, на Острове в военные годы тоже был дефицит горючего и многим пришлось временно отказаться от поездок на личном автомобиле, но на автобус и такси бензина всё-таки хватало.
Как и Париже, в военном Лондоне резко выросла популярность велосида.

Внушительный велопоток на Кэмбридж-стрит в Лондоне:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 London Cambridge street

Площадь Piccadilly Circus, как всегда, оживлённа и полна рекламы, но о войне напоминает укрытие статуи Антэроса (которое снимут только в 1947 году):

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 London Picaddilli

Обратите внимание, что у такси отсутствует дверь водителя! До сих пор не могу понять, зачем была эта фишка.

Знаменитая Трафальгар-сквер:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944c London Trafalgar Square in London showing 'Carry on London' and 'Salute the Soldier' propaganda hoardings on Nelson's Column2

Сейчас там огромная пешеходная зона, после очередной реконструкции в начале 21 века.

Ещё одну "мировую столицу", по другую сторону Ла-Манша, война затронула далеко не самым страшным образом.
В отличие от Лондона, Париж не испытал разрушительных бомбардировок, но немецкая оккупация, конечно, наложила сильный отпечаток на его повседневную жизнь.
В самом автомобилизированном городе Восточного полушария с 1940 г. с улиц исчезли практически все автомобили, а также большинство автобусов (из-за дефицита горючего), поэтому горожанам пришлось пересаживаться на велосипеды или чаще ходить пешком.
Конечно, выручало метро, но вид у главных парижских магистралей быт тогда жутковато-пустынный.

Париж, замерший накануне освобождения (автор фото Андре Зукка):

1944 Paris. На Елисейских полях. Андре Зукка


Париж сразу после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Paris Frank Scherschel3

Да, пародокасально, но тот город без машин с массовыми велосипедизмом был больше похож на "Париж здорового человека".

Велопарковка в Париже,  первые дни после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Paris Frank Scherschel6

Париж сразу после освобождения, фотограф Frank Scherschel, 1944:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Paris Frank Scherschel


Рим в июле 1944 года, сразу после освобождения от немецких оккупантов:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Rome1

Бухарест летом 1944 г., накануне прихода советских войск:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Bucuresti1

Если бы не специфическая храмовая архитектура, тогдашний Бухарест вполне можно было бы принять за Буэнос-Айрес))

Хельсинки 1944 года после советского авианалёта (принуждение к миру):

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Helsinki

Финны оказались тогда очень понятливыми и вовремя соскочили с горящего поезда Оси. Поэтому город Хельсинки не испытал больших разрушений и сохранил в целом довоенный облик.

А вот большинство немецких городов в 1944 г. подверглись ковровым бомбардировкам со стороны англо-саксов и превратились в скопление выжженных руин. Но даже среди этих руин продолжалась жизнь.
Как мы уже писали не раз, в тяжёлых военных условиях трамвай оказался самым "неубиваемым" видом транспорта.

Кёльн летом 44-го:

Улицы мира в 1944 г. Какими они были три четверти века назад? 1944 Koeln heumarkt

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Депутат Госдумы Илья Пономарев получил награду Democracy Award от Национального фонда демократии (NED) США. Об этом сообщается на официальном сайте организации. Церемония награждения состоялась 15 марта. Пономарев получил статуэтку богини демократии из рук члена совета директоров NED Вина ...
Наталья Козлова Важное разъяснение сделал Верховный суд РФ, разбираясь в весьма распространенной ситуации: человек не успел вовремя заявить свои права на наследство. Какие же нормы действуют в таком случае? ...
Трансфагараш — горное шоссе в Румынии, в Карпатских горах, оно проходит через массив Фагараш и соединяет румынские области Валахию и Трансильванию. Шоссе было построено в семидесятые годы по приказу Чаушеску, официально якобы для "развития туризма", но многие говорят, что дорога ...
...
Прочитал на ФБ и особенно вот этот абзац восхитил : " . ..сегодня подобрали бы статью и для Того, кто много лет назад, ворвавшись в храм, переворачивал столы торговцев и гнал кнутом жирные морды. Чистой воды разжигание классовой, а то и еще какой-нибудь розни. К социальной группе "фарисеи" ...