Улицы мира 40 лет назад. 1981 год

топ 100 блогов visualhistory27.12.2021 Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1981 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 40 лет назад.
За это время одни города успели измениться до неузнаваемости, другие — очень сильно, а третьи, кажется, почти совсем не изменились, не считая смену дизайна автомобилей.

К первым, безусловно относится Пекин. К началу 1980-х в КНР практически не было производства легковых автомобилей, не считает полукустарной сборки "членовозов".
Снимок главного проспекта Чаньаньцзэ дает нам очень репрезентативную картину всего пекинского траффика в 1981 году:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Beijing traffic

На тот момент Пекин (на пару с Ханоем) был "велосипедной столицей" мира. Это при огромных размерах города и весьма суровых зимах со снегопадами! Однако из-за возросшей интенсивности автотранспортного потока велосипедистов уже отделили от последнего не только разметкой, но и специальным переносным заборчиком.
Несмотря на весьма оживленный траффик, многополосную магистраль можно ещё спокойно переходить по зебре, причем без светофора!
Поток управляется уличным регулировщиком, что для начала 1980-х было уже редкостью.
На дороге преобладает общественный транспорт большой вместимости, маршруток почти нет. Из легковушек можно опознать пару "Шанхаев", одну "Победу" и, кажется, черную "Волгу".
Застройка главного проспекта в этом месте всё ещё "дореволюционная", начала 20 века. Слева мы видим типичный "хутон" — одноэтажный квартал с лабиринтом внутренних проходов, местная китайская фишка.
Однако огромные яркие билборды уже возвещают о начале рыночных реформ, которые вскоре изменят вид Пекина до неузнаваемости.
Вместо города с почти "амстердамским" траффиком он станет очередным типичным мегаполисом "Третьего мира", где восьмиполосные автомагистрали стоят в глухих пробках, а дома устремляются в небо.
Пекинский Чаньантцзэ вообще можно считать эталонным образом "деградирующего развития" большинства крупных городов последние 100 лет. Ведь до 1959 г. это был прекрасный бульвар с трамваем, потом всё зачистили и сделали асфальтовое поле, которое в конце концов заполнилось гагантским потоком машин.

Проспект Чаньантцзэ в 1981 г. на снимке Дина Конгера:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Beijing by Dean Conger2

Наверное, современникам так непривычно было видеть тогда китайцев в "гражданской" одежде, после 15 лет, когда все поголовно были одеты в синие или зеленые френчи!

Хотя это фото тоже сделано вроде в 1981 году, но половина ещё в синем:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Beijing2

Конечно, столица первая уловила "новые веяния", а вот Харбин в 1981 г. выглядел точно как во времена "Культурной революции":

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Harbin

"Эталонный" Пхеньян 1981 г., с гигантоманией новостроек и гипертрофией пустых пространств:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Pyongyang2

Архетип социалистического градостроительства, доведенный до некоего абсолюта. В кадре засветилась черная "Волга" (ГАЗ-24), наверное, посольская. После 1962 г. гордые чучхеисты вроде бы больше на закупали машины у советских "ревизионистов".

Пномпень 1981 г., через два года после того, как вьетнамские гуманитарные интервенты вернули его "с того света":

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Pnom-Penh by Roland Neveu2

Как известна, после победы полпотовцев из Пномпеня были изгнано почти всё население и несколько лет после этого опустевший город постепенно дичал, покрываясь бурной южноазиатской растительностью.

"Красные кхемеры" отменили деньги и личные автомобили, поэтому напротив здания центрального банка Камбоджи образовалась такая свалка машин, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Pnom-Penh by Roland Neveu3

Впрочем, подобные картины пост-апокалипсиса наблюдались в 1981 году и на других улицах:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Pnom-Penh3

Теперь в Пномпене с машинами всё нормально:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 2016 Phnom Penh

Мрачное очарование старого Гданьска, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Gdansk

Интересно было бы увидеть то же место в наши дни.

Улицы СССР 1981 г. многие из читателей видели своими глазами.

Площадь Дзержинского в Москве, 1981:

1981 площадь Дзержинского в Москве

Типичный киевский траффик на Крещатике, 1981:

1981 Киев, Крещатик2

Почти весь советский автопром на одном фото плюс легендарные чехословацкие троллейбусы "Шкода" 9tr, которых в СССР поставали 5 тыс. штук.

Здесь в один ряд встала тройка микроавтобусов: "буханка" УАЗ, РАФ и польский "Жук":

1981 Киев

Ташкент. Октябрьский колхозный рынок", 1981:

1981 Ташкент. Октябрьский колхозный рынок

По этому снимку видно, что к 1981 г. личный автотранспорт в СССР стал уже массовым явлением. По крайней мере, для того круга людей, которые могли позволить себе покупать продукты на колхозном рынке.

Но вот если посмотреть на снимки областных центров и ниже, то личных автомобилей на улицах тогда было ещё крайне мало.
Якутск, 1981:

1981 Якутск, из книги Якутия Сегодня 1982

Завершив с городами соцлагеря, вернёмся вновь на просторы Азии.

Исторический центр к тому времени был застроен и перезастроен "по самое немогу", поэтому автопотоки давно уже пустили "вторым этажом" по эстакадам, но проблему пробок это, конечно же, не решило. Из-за отсутствия парковочных мест (или их крайней дороговизны) использование личных автомобилей в Токио (как ранее и в Нью-Йорке) стало практически невозможным. Поэтому на снимке мы вовсе не случайно видим в основном коммерческий (грузовой транспорт).
Этот район Симбаси, вероятно, фотографа привлекло экспериментальное капсюльно-модульное здание, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Tokyo Shimbashi

В Гонконге та же фигня, город пришёл к успеху, но с личным автотранспортом жителям пришлось обломиться, в транспортном потоке центра города он почти не заметен:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Hong Kong

На улицах Сингапуре тоже полный аншлаг, но личный автомобиль пока ещё составляет не менее половины потока, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Singapore

Потом Сингапур станет первой (если не ошибаюсь) капстраной, который введет РАЗРЕШИТЕЛЬНУЮ систему покупки личного авто. Ведь город не резиновый, правда?

Как известно, после переворота 1962 г. Бирма ввела режим самоизоляции, поэтому на улицах до начала 1990-х преобладал антикварный автотранспорт.
По маршрутки здесь приспосабливали всё, что движется, в основном, пикапы.
Главная улица Рангуна в 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Rangoon

Вот где было настоящее раздолье для автомобилей, так это в Латинской Америке!

Купавшийся в нефтедолларах Каракас стал одним из самых автомобильных городов мира, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Caracas

Что такое сплошняком запаркованные тротуары они узнали лет на 40 раньше жителей бывшего СССР.

Когда улицы уже не справлялись с нагрузкой, в ход шли туннели и всякие хитрые многоуровневые развязки.
Авениду Паулиста в Сан-Паулу уже и улицей-то не назовёшь, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Sao Paolo Paulista Avenue

Авенида Президента Варгаса в Рио-де-Жанейро выглядит как Москва после собянинской "реновации" или какое-нибудь Мурино, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Rio de janeiro Av Presidente Vargas

Не зря говорят, что "Москва - Третий мир"))

Совсем немного Африки.
Последний год работы троллейбуса Casaro Tubocar F45 в Каире, 1981:

1981 Cairo Последний год работы троллейбуса Casaro Tubocar F45 в Каире

Старый добрый Могадишо за 10 лет до тотального разрушения, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Mogadishu

Проспект Черчилля в Аддис-Абебе, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Addis Ababa Churchill Rd.

Эфиопский марксисты не стали конфисковывать личный автотранспорт, доставшийся со времен империи.

В Западной Европе изменения за 40 лет не столь драматичны, поэтому мы покажем лишь пару случайных снимков.

Париж, пересечение бульвара Клиши и улицы Кусту, 1981:

1981 Paris L’intersection du Boulevard de Clichy et de la Rue Coustou

Привычная нам картина - всё запарковано! Только перед "Эротикой" почему-то никто не паркуется))

В Риме тоже всё запарковано, бесконечные машины стали частью даже античного пейзажа, 1981:

Улицы мира 40 лет назад. 1981 год 1981 Rome

Кстати, практически не видно мотороллеров. Вероятно, римляне всё же любили их не так сильно.

У нас в запасе остаётся ещё только 1991 год, если успею.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вся Русалочка в бета-версии доступна тут http://store.complexnumbers.lenin.ru/me Сайт тоже будет обновлён в ближайшее время. Возможно, будут пересмотрены названия ряда фрагментов. Теперь для работы над окончательной версией можете писать замечания на любую ...
В пятницу выходной, местный маорийский Новый год, Матарики. В центре по этому поводу праздничные украшения, а на работе пьяная гулянка. Пить было неохота, поэтому фоточка исключительно городских декораций. А у вас какой следующий праздник?
к чаю творог и сметана пискарёвские, мёд башкирский липовый, чай чёрный цейлонский, дуб зелёный на подоконнике растёт, отражается. Ни сырников, ни запеканки делать не стала, без муки и манки творожку захотелось. Мёд растекается моментально, в виде башенки не удалось заснять тут ...
Френдесса меня спрашивала шведская, где я покупаю обувь. А то у нее муж 194 см ...
17.07.2024 Подводная лодка «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 Черноморского флота (ЧФ) завершила доковый ремонт. Об этом ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. «Некоторое время назад субмарина успешно вышла из дока, ее ремонт продолжается на плаву», - сказал он. ...