Улица Нормандии-Неман (бывшая Николо-Песковская) – старая

Возможно, одним из последних напоминаний о торговом прошлом этого места является комплекс строений стоящий в начале улицы, неподалеку от военно-исторического музея. Даже при своей плохой сохранности он ценен для истории города и близлежащей площади. Сегодня это несколько жилых домов №11, 12, 13, и 14. А прежде все эти постройки могли быть большой купеческой усадьбой или постоялым двором. В пользу последней версии говорит близость к торговой площади, размеры главного дома и довольно большой двор.
Из сохранившихся построек, с улицы видно только главный дом и еще одно небольшое кирпичное строение.
1.
Последнее, сегодня используется под жилье, а прежде, вероятно, было конюшней или складом, с большим двустворчатыми дверями в центре и двумя маленькими, по сторонам. Следы от дверей и даже петли от их створок, торчащие из стен, хорошо видны на ее стене.
2.
3.
Прежде эту постройку и главный дом соединяли между собой большие ворота с аркой. Но сегодня не арка не сами ворота не сохранились. Пройдя в створ этих давно не существующих ворот, в глубине двора, можно увидеть еще несколько жилых домиков.
4.
5.
Их прежнее назначение определить трудно. Самое заметное из них - красное кирпичное здание, которое раньше было одноэтажным, но в поздние годы к нему достроили второй этаж.
6.
Забавно, что вход в новые помещения сделали непосредственно с земли, приделав большую лестницу к двери на стене второго этажа. Такое решение входа более характерное для южных городов, конечно, было вынужденным, но смотрится очень живописно.
7.
8.
Прежде оно вероятно было соединено в главным домом очем говорит вот этот след на стене.
9.
Другие домики менее интересны и могут быть построены уже позднее .
10.
11.
Безусловно, больше всего внимания привлекает главный двухэтажный дом №11, обращенный фасадом к улице. Он в форме буквы «Г», с каменным низом и деревянным верхом обшитым тесом. Вход в него, устроен со двора, с обратной от улицы стены. Рядом с входной дверью, расположен вход в подвал.
12.
Первый этаж дома самый обыкновенный, оштукатуренный, с рядом окошек на фасаде. С резным же убранством его второго этажа связана любопытная, почти детективная история. Обшивка его стен очень своеобразная, и сама по себе уже произведение деревянного искусства. Она сразу трех видов, с добавлением рельефных накладок. Второй такой в городе нет.
13.
14.
Под крышей идет ажурный фриз, углы украшены длинными резными досками и декоративными пластинками-кронштейнами.
15.
И при таких роскошных стенах – примитивные наличники окон из простой рельефной доски. Долго я ломала голову над этой исторической загадкой. То, что наличники прежде были резными, сомнений не было. Но какими они были?
С некоторых пор, поняв, что даже сбитая со стен резьба не всегда исчезает бесследно, я стала подолгу всматриваться в стены старых домов. Ведь от резьбы почти всегда остаются следы: торчащие из стены гвозди, дырочки от них, потеки от краски, не попадавшей под прибитую некогда к стене резную пластину. Если повезет, то можно разглядеть очертания резных завитков под слоями краски. Занятие это увлекательное, а когда знаешь, что и где ищешь, то и не безрезультатное. На многие из простых и ничем не примечательных домов я взглянула другими глазами, «прочтя» следы на их стенах.
Вот и стараясь найти ответ на интересовавший меня вопрос, я присматривалась к следам на стенах дома №11. Их было много. И разный цвет краски вокруг окон и на других частях стен и разная сохранность дерева.
16.
Из этого было ясно, что наличники были большие, с треугольным или закругленным верхом, и что под окнами, тоже была резьба. Но судить по этим «высмотренным» скудным сведениям даже о самом общем виде наличников было невозможно. В другом случае загадка прежнего облика здания так и осталась бы не разгаданной, но этот дом казалось, ждал некоего часа, что бы открыть свою тайну.
Все выяснилось самым неожиданным образом. Один раз, проходя по улице, я заметила, что открыты ворота в соседнем доме, примыкающем к правой стене интересующего меня двухэтажного здания. А в открытом проеме за ними стало видно еще одно окно на его боковой стене, на котором сохранился наличник.
17.
Благодаря этому окну и последнему, чудом уцелевшему на нем наличнику, стало ясно, что прежние обрамления окон дома, действительно не уступали стенам.
18.
19.
20.
Как и обшивка стен, последний наличник дома не имеет аналогов среди сохранившихся городских домов. Он сочетает в себе мотивы, заимствованные из каменной архитектуры и традиционной русской резьбы. Когда были целы все наличники, дом №11 был одним из лучших образцов орловского деревянного зодчества.
К сожалению, пока не все тайны этого дома открылись столь удачным и неожиданным образом. Мне так и не удалось узнать его прежнее назначение. Кто и когда строил, кто в нем жил? Был ли это действительно постоялый двор? Осталось загадкой, и зачем было сбивать резьбу наличников и уничтожать такую красоту. Зачем тратить столько сил, ломать крепкую и вероятно неплохо сохранившуюся резьбу с фасада и менять ее на примитивные дощечки, не меняя размера окон или обшивки стен? Прилагать столько труда на столь бессмысленное дело? Рассказывали мне, правда, что резьбу с многих орловских домов особо «прилежные» жильцы сбивали, борясь с «мещанскими пережитками», из-за чего многие прежде богато украшенные здания лишились своего убранства. Называли даже конкретные дома, которые пострадали таким образом. Может и здесь тот же случай.
Как бы то ни было и в дальнем и недавнем прошлом дома №11 и прилегающих к нему построек, бывших некогда единым комплексом, еще много тайн. И есть в этой таинственности своя прелесть, которая привлекает даже больше чем остатки его резного убранства и искусная обшивка стен, заставляет вновь и вновь вспоминать о нем.
P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.