«Улица жизни»
a_poli — 27.01.2014 — События В Санкт-Петербурге, на Итальянской улице и Манежной площади, реализован проект, посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - "Улица Жизни". Отчасти это реконструкция, отчасти - художественный проект с элементами инсталляции. У входа - противотанковые ежи, реклама и современные вывески закрыты маскировочной сеткой, мешки с песком, деревянные щиты и другие защитные средства, применяемые жителями при обороне города.Окна домов заклеены бумагой - крест на крест. Копии уникальных фотографий, плакатов, документов военной поры предоставлены мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда. На мониторах демонстрируется кинохроника. Из громкоговорителей звучат уникальные архивные аудиозаписи - голоса дикторов Ленинградского радио военной поры.
Место выбрано не случайно. На улице Ракова (так называлась до 1991 года Итальянская улица) была средоточением культурной жизни города. Здесь располагался - как и сейчас - Дом радио. Центральное радиовещание в 1941 году перешло от трех программ к одной. Передачи в основном шли в живом исполнении. Сотрудники радиокомитета работали при свечах, так как свет давали лишь на несколько часов. В кабинетах поставили для обогрева так называемые печки "буржуйки".
На улице Ракова располагался Театр Музыкальной комедии, который не переставал давать жизнерадостные оперетты для горожан. А в театре имени Комиссаржевской, в 1942 году была показана пьеса Константина Симонова «Русские люди», а так же прозвучала симфония Шостаковича, известная как «Ленинградская».
В полдень 25 января на Итальянской собралось много народа. Приходили с детьми. Долго стояли у стены с плакатами, читали трогательные стихи ленинградцев. Кто-то присаживался в вагоне блокадного трамвая - наверное, что бы понять: как это было.
Вход со стороны Малой Садовой
Гид
Все для фронта, все для победы!...
Памятник Тургеневу, закрытый мешками с песком
Мемориальная доска, памяти Ольги Федоровны Берггольц у Дома радио
Самый распростаненный вид транспорта в осажденном городе
Мотоцикл М-72 и ручной пулемет ДП
"Полуторка" - автомобиль, "работавший" на Дороге жизни
ЗИС - 5 ("Трехтонка")
ГАЗ АА ("Полуторка") со снегоуборочным оборудованием
ГАЗ М-1 ("Эмка")
Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась. Так, в частности, 10 сентября им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, расплавленный сахар тёк по городу, впитывался в землю. Тем не менее, вопреки распространенному мнению, эта бомбардировка не могла стать основной причиной последовавшего продовольственного кризиса, поскольку Ленинград, как и любой другой мегаполис, снабжается «с колес», и продуктовых запасов, уничтоженных вместе со складами, городу хватило бы лишь на несколько дней.
Наученные этим горьким уроком, городские власти стали уделять особое внимание маскировке продовольственных запасов, которые теперь хранились только небольшими партиями. Итак, голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения.
Троллейбус ЯТБ - 1, эксплуатировался в Ленинграде с 1936 по 1953 год
8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку. 8 марта впервые было дано напряжение в сеть. Однако, пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным
В декабре прекратилась подача электроэнергии. Были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. 52 поезда замерли на заснеженных улицах.
8 марта впервые было дано напряжение в сеть. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. 15 апреля 1942 года было дано напряжение на центральные подстанции и пущен регулярный пассажирский трамвай.
Трамвайный вагон МС
Место вагоновожатого