УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

топ 100 блогов alfa_delta10.02.2023
Нечетную сторону начинает дом на углу №15. Большой участок, простиравшийся до дома №41 по проспекту Римского-Корсакова включительно, т.е. до самого Крюкова канала, в 1796 году безвозмездно получил в собственность архитектор В.И.Баженов. Тогда же архитектор заболел и, спустя год, скончался. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" в декабре 1797 года было помещено объявление: "Продается под строение хорошего дома место в 40 сажен с лишком длины и 30 сажен поперешнику, против Никольского собора, одним углом поворотясь по Никольскому каналу, другим по Театральному проспекту, на оном месте разводится молодой сад с хорошим расположением, имеется в готовности материал для фундамента и для цокуля из гранитного камня, а кому угодно будет строиться, тому план и фасад по лутчему вкусу архитектуры готовые сообщены быть могут, о цене спросить у живущего на оном месте, по каналу, архитектора гезеля Миллера". Тут надо сказать, что  Театральным проспектом некоторое время пытались называть сегодняшнюю улицу Глинки, но название не прижилось, она до 1892 года называлась Никольской. И еще. Слово "гезель" от немецкого слова Geselle (подмастерье) в данном случае обозначает - помощник архитектора. Тогда участок продать не удалось.
После смерти В.И.Баженова два его сына поделили участок и каждый построил на своей части по каменному трехэтажному дому. Часть участка, которая выходила на Никольскую улицу, один из сыновей, В.В.Баженов, продал семье Бенуа, которая владела им до 1917 года.
Официально дом тогда стал принадлежать матери Николая Леонтьевича Бенуа Екатерине Андреевне. С 1840-х годов особняк принадлежал самому Н.Л.Бенуа, придворному архитектору, родоначальнику художественной династии.
В 1848-1849 годах по его проекту дом был надстроен. Семья занимала квартиру на втором этаже.
Семья Н.Л.Бенуа в 1867 году.

УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

После его смерти в 1898 году владельцем стал один из его сыновей - А.Н.Бенуа. В семье Н.Л.Бенуа было 9 детей. Двое умерли рано. Три сына, дочь и внук имели профессии, связанные с живописью и архитектурой. Одна из дочерей, Екатерина Николаевна, была замужем за скульптором Е.А,Лансере. Их дочь - знаменитая Зинаида Серебрякова.
В этой семье, как и в большинстве других, были жертвы сталинских репрессий.
Внук Николая Леонтьевича Бенуа Николай Альбертович работал инженером на заводе им.Кулакова. Жил в этом доме. В марте 1935 года он был арестован как "социально опасный элемент" и осужден на 5 лет ссылки. В 1938 году арестован и тройкой УНКВД Алма-Атинской области приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 16 ноября 1938 года. Также была выслана и затем расстреляна его жена Серафима Михайловна. Реабилитации родителей добился их сын Николай в 1956 году.
Бенуа Франц Юльевич, сын племянника Н.Л.Бенуа в 1931 году был осужден как участник "Трудовой крестьянской партии" на три года ссылки в Иркутск. Повторно арестован в 1937 году и приговорен к расстрелу. Расстрелян 16 января 1928 года. После революции бОльшая часть семьи эмигрировала  во Францию и в Англию.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
На следующем участоке №13 принадлежавшем вдове действительного статского советника П.Г.Анненкова  в 1851-1873 годах стояли небольшая изба и деревянные хозяйственные постройки.
В 1873 году владелицами участка стали жена гвардии полковника в отставке В.Я.Рагоза и ее сестра С.Я.Тулинова. После смерти сестры В.Я.Рагоза стала единственной владелицей крупной суконной фабрики.
По проекту академика инженер-полковника К.Я.Соколова на участке был построен каменный лицевой двухэтажный дом с двухэтажными флигелями  и службами.  Затем, в 1896 году владелицей была дочь купца  Паулина Петровна Кудюр.

В 1904 году участок находился в ведении "Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых". Дом был перестроен архитекторами В.П.Алышковым и Г.Г.Кривошеиным.
Сейчас в Петербурге на территории школы-интерната для слепых детей на проспекте Шаумяна, 44 находится памятник К.К.Гроту, который в 1881 году организовал это попечительство и возглавлял его до 1895 года. После его смерти в 1897 году был организован сбор средств для установки ему памятника и был заключен договор со скульптором М.М.Антокольским. По одной из версий моделью для памятника слепой девочке ему послужила Елизавета Кудюра, в память о которой ее мать Паулина Петровна Кудюр в начале 1900-х годов учредила приют для слепых женщин на Аптекарском острове и внесла для этой цели деньги.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
С 1905 по 1909 годы владельцем числился барон А.Ф.Кельх. Он был выходцем из небогатой дворянской семьи. В 1894 году женился на вдове своего брата Н.Ф.Кельха, с которым она прожила всего два года, Варваре Петровне Базановой, потомственной почетной гражданке, наследнице семейного состояния сибирских промышленников. Она активно занималась  благотворительнной деятельностью. А.Ф.Кельх в то время служил в чине корнета Отдельного корпуса под командованием графа Ф.Ю.Витте в Петербурге. Но, оставась на государственной службе, все годы своего брака с Варварой Петровной он являлся управляющим ее делами, был управляющим сибирских рудников и пароходств супруги, Товарищества, занимавшегося добычей золота, а также ее петербургской недвижимостью.
В собственности семья имела еще один богатый дом на Сергиевской улице, где они и жили. В качестве подарка ежегодно на Пасху А.Ф.Кельх покупал любимой жене (правда, на ее деньги) в подарок одно яйцо работы Фаберже, и в результате получилось так, что семья владела второй по величине после императорской семьи коллекцией пасхальных яиц.
На фотографии А.Ф.Кельх с женой.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Но случилось так, что в 1904 году Варвара Петровна уехала в Париж оставив семью. Детей (у нее была одна дочь от первого брака и во втором браке родилась еще одна) она оставила своей матери Ю.Базановой.  Мужу Варвара Петровна написала письмо в котором признавалась,что  любила только его брата.
После этого события Александр Кельх переехал в дом на улице Глинки.  Но в 1906 году он был вынужден заложить оба дома и рассчитаться за них не смог. В результате после отсрочки он потерял собственность. Жизнь его сложилась трагически.

В 1930 году его репрессировали и отправили в лагерь. Позднее он скончался в ссылке. Вот такая история.
Между тем, в 1911 году после очередной внутренней отделки интерьеров архитектором Н.И.Алексеевым, дом перешел к императорскому высочеству, великому князю Кириллу Владимировичу, двоюродному брату Николая II, который оставался его владельцем до 1917 года. Скончался он в 1938 году в Париже.
Кирилл Владимирович в 1905 году в Баварии вступил в брак с разведенной двоюродной сестрой Викторией Мелитой, которая в первом браке была женой родного брата императрицы Александры Федоровны. Николай не признавал этот брак, т.к. он был заключен без его согласия.  На намерение заключить этот брак он писал брату: "Ни основные законы нашего семейства, ни весьма точные правила нашей Православной церкви не дают мне права терпеть брак между Великим князем и его двоюродной сестрой" и грозил ему запретом вернуться в Россию и т.п. Но все же в 1909 году он разрешил Кириллу с семьей вернуться и в 1916 году произвел его в контр-адмиралы.
Дом №13 считается дворцом великого князя. Сейчас в доме находится детский сад.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Дом попечительства императрицы Марии Александровны о слепых по адресу ул.Глинки, дом 13 с подопечными. Начало ХХ века.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Перспектива улицы в сторону Мойки.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Дом на углу улицы Глинки и Театральной площади появился, вероятно, в конце XVIII - начале XIX веков. Сначала здесь были деревянные дома. В справочном издании "Список домам Санкт-Петербурга по полицейским частям и участкам П.П.Нейдгардта" на 1869 год видим, что дом №9 принадлежал наследникам Кистера, а дом №11 другому владельцу - графу Николаю Цукато. В 1875-1876 годах архитектор А.И.Кракау, главный архитектор дирекции императорских театров,  надстроил дома четвертым этажом и переделал фасады., после чего дом приобрел нынешний вид. В 1820-х годах в этом доме жила балерина Авдотья Истомина. Прелестные строки о ней из "Евгения Онегина", уверена, знакомы всем:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет
В 1888 году оба участка принадлежали одному владельцу - барону Карлу Карловичу фон Кистеру, действительному тайному советнику и статс секретарю Его Императорского Величества. С 1875 по 1881 годы он был директором Императорских театров. После его смерти в 1893 году дома и участки стали принадлежать его вдове баронессе фон Кистер Каролине Федоровне. После ее смерти владелицей до 1917 года была племянница К.К.фон Кистера, дочь его брата, генерала от кавалерии О.К.Кистера, которого к тому времени уже не было в живых. Судьбу потомков этой семьи мне узнать не удалось. Во всяком случае, в адресных послереволюционных книгах Петрограда и Ленинграда они не значатся.
Думаю, что многие помнят булочную-кондитерскую, вход в которую был недалеко от угла дома со стороны площади. Чтобы зайти, надо было подняться по ступенькам. Справа был зал булочной и кондитерский отдел, а слева - кафетерий с булочками и пирожными. Это было в советское время, всегда, сколько я себя помню. А в дореволюционное - здесь держал кондитерскую под названием "Иванов" купец 2 гильдии Сергей Иванович Шахназаров. Он жил в этом доме и содержал помимо кондитерской,  мастерскую кондитерских изделий, которые славились в округе необычайно вкусными тортами и пирожными со свежими ягодами. Не могу сказать когда именно эта булочная-кондитерская закрылась Вместо нее открылся ресторан. Но совсем недавно исчез и он.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Фасад по улице Глинки.УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Дальше мы переходим еще раз площадь и на углу улиц Декабристов и Глинки видим следующий бывший доходный дом №3-5-7. Тут очень сложно разобраться с номерами.. На самом деле домов под этим номером несколько.
Один из них стоит буквально на углу, рядом с ним по улице Глинки - еще один дом. По улице Декабристов рядом с угловым другой дом, другой фасад которого протянут вдоль Крюкова канала. Все они по улице Глинки имеют общий номер 3-5-7. Не знаю почему.

УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

1917-1922 годы. Фотография ателье К.Буллы.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Фасад по улице Декабристов. Конец 1920-х гг.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Сначала посмотрим правую часть дома. В 1888 году дома №3-7 принадлежат А.Л.Тупикову. На сайте citywalls указано, что в 1871-1874 годах архитектор Е.П.Варгин перестроил и расширил существующие дома
В доме №1  по улице Глинки, который мы увидим позже, с момента его постройки расположилось Российское общество застрахования капиталов и доходов "Жизнь", учрежденное в 1835 году. После реконструкции соседних домов Е.П.Варгиным все они стали принадлежать обществу. В первых этажах находились разные заведения. В 1896 году здесь были мелочная лавка и мастерская по пошиву мужского белья. В 1899 - общество "Ксилолит", учреждение по экспорту русской дичи "Карл Грошъ". С 1893 года в доме со стороны Офицерской улицы купец Я.И.Мандельштам, проживающий в этом доме, открыл аптекарский склад.  Позже, в 1907 году, он открыл две аптеки, обе на Офицерской улице, одну из них - в этом доме, по Офицерской №27. Называлась она Ново-Мариинская, вероятно потому, что Мариинская аптека уже в городе была. В левой части дома аптека и существует до сих пор. Я.И.Мандельштам умер от голода в декабре 1942 года.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Две старых фотографии.
1936 год
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Начало 1930-х
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
В  части дома, выходящей окнами на Крюков канал, в 1982-1902 годах жил знаменитый русский певец Ф.И.Стравинский с семьей. Он скончался в 1902 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге, затем его прах перенесли в некрополь Александро-Невской лавры. Из его четырех сыновей один - скончался в 1897 году, другой умер на фронте в 1917, третий сын Юрий остался жить в отцовской квартире и умер во время блокады Ленинграда в 1941 году, а сын Игорь, родившийся в 1882 году, стал  великим русским и американским композитором.
В 1919 году Игорь Стравинский эмигрировал в Париж, где прожил до 1940 года. В 1922 году в Париж приехала его мать Анна Холодовская и жила вместе с ним до 1939 года. Её похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 1941 году Игорь Стравинский перебрался в США, где прожил еще 30 лет. Похоронен он в русской части кладбища Сан-Микеле в Венеции.
В  доме Стравинских бывали многие музыканты и другие известные люди - балетмейстер М.Петипа, Ф.М.Достоевский, Н.А.Римский-Корсаков, многие артисты Мариинского театра. С 1877 по 1916 в квартире 72 жил и умер Э.Ф.Направник - известный русский дирижер и композитор.
Этажом выше, над квартирой Стравинских располагалась квартира знаменитой балерины Т.Н.Карсавиной, которая жила здесь с 1909 по 1918 гг. В 1918 году она вынуждена была покинуть Россию и уехать в Париж. Там, в эмиграции, она с большим успехом исполняла главные партии в постановках М.М.Фокина, работая в составе парижской труппы "Русский балет" Сергея Дягилева. В конце 20-х годов Т.П.Карсавину пригласили в Лондон, где, начиная с 1930 года, в течение 25 лет она являлась вице-президентом Королевской академии танца.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
                Улица Глинки после наводнения в ноябре 1903 года. Фото В.И.СрезневскогоУЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Следующий дом в адресных книгах указан под №3. Из этого дома есть сквозной проход на набережную Крюкова канала. В 1896 году здесь находились: чайный магазин "Никулин", табачный магазин, булочная "Орловский", магазин и склад самокатов. В 1899 году: пивная лавка "Новая Бавария", матерская дамских нарядов, механическая мастерская, торговая контора, часовой магазин, мелочная лавка, аптекарский магазин, белошвейная и гравийная мастерские. Сейчас жилой дом.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
На этом месте, где во второй половине XVIII века стоял каменный двухэтажный дом надворного советника Ф.Вахтина. В 1855 -1856 годах по проекту архитектора К.Андерсона был построен доходный дом для состоявшего в звании камергера Двора Его Императорского Величия барона Александра Борисовича Фитингофа. Для архитектора этот дом был первым в Петербурге.
Всегда им любуюсь. Необыкновенно красивый дом. Он имеет фасады по улице Глинки, по набережной Мойки и набережной Крюкова канала.
А.Б.Фитингоф владел домом в течение 20 лет. В 1975 году он продал участок губернскому секретарю Н.С.Петрову. В том же году участок купило правление Российского общества застрахования капиталов и доходов, учрежденное в 1935 году "Жизнь". Это общество просуществовало до национализации его имущества в ноябре 1918 года. Оно обладало большим количеством недвижимости - ему принадлежали все дома в квартале ограниченном улицами Глинки и Офицерской, набережными Крюкова канала и реки Мойки, и четыре доходных дома в других частях города.
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Вдоль Крюкова канала

УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Фасад со стороны Мойки

УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Фасад со стороны Мойки в 1949 году.

УЛИЦА ГЛИНКИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Это был последний дом по улице Глинки. На сайте "Последний адрес" перечислены имена шестнадцати жителей этой улицы невинно репрессированных и уничтоженных в 1937-1938 годах.
При изучении улицы я пользовалась большим количеством источников, все перечислить не могу. Основные - https://www.citywalls.ru/search-street63.html, https://history.gradpetra.net/ulitsa/18/754.html, https://pastvu.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из Киева опять пришло письмо - но теперь уже не с описанием обстановки и очень короткое. Скорее, финальное. Кстати, чем дальше, тем ощущение примерно такое же. "...У нас все катится к предсказуемому финалу. Разве, что еще вчера хунта совершила очередную идиотскую ошибку. Они ...
Договор между Грузией и Россией от 7 мая 1920 года Демократическая республика Грузия с одной стороны и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика с другой, руководимые общим желанием установить между обеими сторонами ...
Уроки русского языка, пожалуй, были самыми важными в школьные годы. Еще неизвестно, пригодятся ли вам синусы и косинусы (если, конечно, вы не связали жизнь с математикой), но вот ...
NY. Sensitivity goes both ways.     Грег Гатфельд, в отличие от многих американцев, вовсе не против строительства Мусульманского Культурного Центра рядом с Гранд Зеро. И поэтому, чтобы еще больше содействовать разрушению заборов и стиранию границ ...
Честно говоря, я не люблю разные рынки, и в это место попал совершенно случайно. Я просто бродил по Лондону, как вдруг после тихих и спокойных улочек передо мной появилась шумная толпа людей. Это уже позже я вспомнил, что Портобелло-роуд была в ...