Улетел

И, знаете, поймал себя на том, что перестал любить современную русскую прозу. Она не хороша или плоха, я просто не могу ассоциировать себя с ее героями. И дело тут не в их соцстатусах или поколениях. Они всее какие-то сложносочиненные. Не в смысле ларца с сотней внутренних отделений, а сложносочиненные в смысле штаны через голову надевают. Все эти недоговоренности и отточия, призванные заставить читателя самого додумать и...как мне кажется задевающие этим основную массу читателей. Читатель, который сталкивается с таким текстом и не врубающийся в него, думает следующее:
- я нихуя не понял, и автор мудак
- я, по-ходу понял, но...че-то не до конца, наверное, мудак - я
Такого почти никогда не встретишь у американской, к примеру, прозы 20 века, где автор делает то, что он и должен, собственно, делать - рассказывает историю. А у нас писатель- больше, чем писатель ( почему - не ясно). Весь этот пурген про "ответственность за текст" я лично перварил через годы после выходв "Духлеса", бывшего изначально "свежим", потом "небезнадежным", потом "массовым продуктом", потом "поколенческим романом", а потом, так и вовсе культовым ( я где-то читал об этом). Тогда как я всешда считал эту книгу таким коллективвным отчетом о том, что жить "так" больше не получается у большой массы людей. Этакий манифест underdogs, подь которым Провидению угодно было поствить именно мою подпись. Моя душевная болезнь, совпавшая с сотнями тысяч таких же больных...
К чему я это, собственно? Современная российская проза в последнее время становится все более узко сегментированной. В основном, с помощью десятка литкритиков, которые отчего-то подумали, что обладают исключительным вкусом( ну такой понт у них особый, как кроссовки адидас или автомобиль бмв у других групп населения). В результате - в отличии от Запада, наши критики никак не влияют на тиражи( в штатах автору хватает упоминания в Топе "Большой" газеты) - что означает - их мнение никого не волнует. Издатели, с другой стороны, забивают авторов в свои рекламные ниши - тупой бессодержательной рекламой и системой приоритетной "выкладки". И, бедные авторы либо стараются следовать вкусам критиков ( что, возможно, делает "типа культовым") и лишаются тиражей ( что означает невозможность заработка своим ремеслом), либо выслушивают глупости редакторов, которые посетили урывками пару лекций Стокгольмской школы экономики ( пиши вот так, будешь, как Минаев, а если вот так, то как Акунин).
По моему разумению нет никакой массовой и интеллектуальной литературы. Есть книги хорошие и плохие. Точка. Ярчайший для меня пример - "Похороните меня за плинтусом" Санаева - которая, с одной стороны, очевидно "массовая"( язык, история, тема), с другой - интеллектуальная( происхождение автора из интеллигентных кругов, род занятий и проч.). Но для меня - книга просто хорошая.
Прочитал у кого то из именитых критиков о том, "что, в принципе, разницы между текстами Мамлеева и Минаева нет никакой. Олинаково неряшливое обращение с языком, и тд. Но первый считается автором интеллектуальным, а второй -массовым. Здесь все дело в имидже".
В целом, я согласен. Именно поэтому я продолжаю обмениваться ссылками на современную музыку с молодыми раздолбаями, ругаться в жж с мастодонтами, и называть лицемерием то, что таковым и является. Имидж интеллектуала с протертыми рукавами пиджака меня не греет. Заумность равна гордыни. Меня всегда вставляло и вставляет общение с несколькими сотнями читателей на своих презентациях. В этом есть жизнь, а в высоколобой отрешенности есть только нафталин, который каждый день травит прежде всего самого высоколобого. И, самое парадоксальное. Пообщавшись с некоторыми нашими критиками и интеллектуалами, я нашел их людьми совершенно не интересными в личном общении, узко зацикленными на паре тем, лишенными кругозора и помешанными на "вхождение в историю"( помню Садулаев Герман сказал в одном эфире, что "для него важно, что про него через сто лет будут говорить".
Мне лично сугубо похуй, что про меня скажут, через сто лет. Меня тогда не будет. Я хочу жить здесь и сейчас. С вами. Вот такие у меня дискурс, имидж и парадигма)))
За сим. Прилетел в Австрию. Катаюсь на лыжах, дописываю "VIDEOТОВ". А написанное выше прошу отнести к выбросу случайной эмоции на фоне ментальной эммиграции)))
Зы: Написано, как всегда, безграмотно. Но, по сути - верно.
Kisses,
CM