Укиё-э по пятницам
zajcev_ushastyj — 29.04.2022Сегодня у нас опять старая байка с привязкой на местности. Пока
не забыла и байку, и место привязки. Как обычно, обнаружилось
случайно.
Про Минамото-но Ёримитсу-Райко у нас тут была уже история с
гигантским пауком, благополучно убитом недалеко от моего нонешнего
места жительства. Вместе с Райко всякие подвиги совершали и
сражались с монстрами его четыре соратника-самурая, прозванные
"ши-тэнно" - "четыре небесных владыки", по аналогии с четырьмя
буддийскими владыками, охранителями четырех направлений.
Одним из этой четверки был Ватанабэ-но Тсуна, при рождении
названный Минамото-но Тсуна, приходившийся, помимо прочего, тому
самому Райко племянником.
Так вот, однажды этот самый Ватанабэ-но Тсуна возвращался в Киото
после каких-то важных дел. Дело было уже поздним вечером, улицы
были пусты, ибо никто из обычных горожан не жаждал оказаться ночью
во власти йокаев, рыскающих по городу в поисках жертвы. Но около
моста Ичиджё-Модори (известное место, йокаи косяками бродят, их там
гонял нещадно великий онмёджи Абэ-но Сэймэй) самурая вдруг
окликнула одинокая девушка. Одетая в костюм горожанки из
благородной и знатной семьи девушка сказала, что шла в Киото на
паломничество. Но задержалась в дороге и вошла в город уже довольно
поздно. Теперь ей очень страшно и не проводит ли ее храбрый самурай
до дома родственников, который совсем недалеко?
Понятное дело, Ватанабэ-но Тсуна немедленно согласился проводить
девушку до дома. И посадил ее к себе на лошадь сзади.
Оказавшись на лошади позади самурая, девушка вдруг превратилась в
страшного монстра. И, ухватив Тсуна когтистой лапищей, взлетела в
ночное небо, потащив добычу к диким западным горам.
Когда они пролетали над святилищем Китано-Тэнмангу, Тсуна выхватил
свой меч и отсек руку монстра, державшую его. И вместе с этой рукой
упал на территории святилища.
То ли бог Тэнджин помог, то ли просто повезло, но при падении Тсуна
не пострадал.
Быстро вернулся домой и спрятал отрубленную руку.
Следующим вечером к дому Ватанабэ-но Тсуна пришла старая женщина и,
представившись тетей Тсуна (одной из, которых у члена обширного
клана Минамото было изрядное количество), попросила принять ее
ненадолго. Типа, устала с дороги и хотела бы отдохнуть перед
последним отрезком пути домой.
Тсуна принял старушку как положено принимать пожилых
родственников.
Во время беседы зашла речь и йокаях столицы. И Тсуна рассказал о
своем вчерашнем приключении.
Старая женщина заинтересованно попросила показать ей отрубленную
руку.
Когда старуха увидела эту руку, она схватила ее, превратилась в
того самого вчерашнего монстра и немедленно улетела.
Тсуна не стал преследовать этого йокая. Может, пожалел, может,
поленился. Йокаев много, надоели. Но святилищу Китано-Тэнмангу
Ватанабэ-но Тсуна подарил каменный фонарь в благодарность за свое
удачное приземление.
Вот на этот фонарь я внезапно и наткнулась. Ну, как - "внезапно".
Как обычно: ходила мимо стопицот раз и не обращала внимание. Ну,
фонарь. Их там вообще десятки. Но надысь вместе со мной в святилище
была группа местных туристов. И служитель святилища показывал им
где и что. В том числе и этот фонарь. А я вам его теперь покажу.
Вот у нас тут две картины на этот сюжет, весьма популярный и у
художников, и у авторов пьес (сначала Но, потом бунраку и кабуки).
Авторы - в пояснениях к картинам.
Тоёхара Чиканобу, 1886 г.
"Ватанабэ-но Тсуна и девушка у моста Ичиджё-Модори".
Конь, кажется, догадывается, что эта девушка - не то, что
видится.
Тсукиока Ёшитоши, 1885 г.
"Ватанабэ-но Тсуна показывает старухе отрубленную руку".
Фонарь Ватанабэ-но Тсуна в святилище Китано-Тэнмангу.
Тыща лет фонарику, однако.
|
</> |