Ужас бессилия
lual — 26.06.2012 "Разбор полётов" в ру-психологПереживание бессилия счастливцы, которые сохраняют способность изъясняться словами даже в самые тяжёлые минуты жизни, описывают так: "Упёрся в бетонную стену высотой в несколько километров и толщиной в километр, которая тянется от края до края, насколько видно глаз, ощущаешь лбом гладкий серый холодный монотонный камень, упираешься в него руками, телом, коленями, и понимаешь, что ни сдвинуть стену, ни пройти вперёд - невозможно. И что делать, как жить, припав к этой стене высотой до неба, - неизвестно". Говорить о своих переживаниях, пусть и картинками-образами, способен не каждый. Желание лечь пластом и отказаться от продолжения жизни, выбрать не смерть, а не-жизнь, - чувство безволия, апатии в ответ на встречу с непреодолимым препятствием, часто наполняет тех, кого в детстве тотально, во всех ситуациях, не понимали или не хотели услышать родители. Желание оторваться от земли, исчезнуть с того места, где перед тобой стена, взмыть ввысь, - в фантазии или в параллельный мир, где есть вымышленный друг, где есть свобода жить так, как сам хочешь и можешь, - другой вариант "преодоления стены", когда родители не откликаются на переживания ребёнка. Желание говорить, говорить, говорить, говорить стене, в надежде на то, что она развеется сама по себе, - вариант, который чаще встречается в несчастливых любовных отношениях, там где, казалось бы, есть все возможности развернуться на 180 градусов и уйти куда глаза глядят. Уйти прочь. Возможно, прохладное прикосновение нелюбви к телу и лбу, это знакомое объятие бетонной нелюбви, - единственная опора, которая была у человека в жизни, и отказаться от опоры он боится.
Переживание бессилия, возникающее при встрече с непреодолимым препятствием, на первый взгляд, устроено просто, потому что мимолётно. Оно сменяется чувством возмущения и протеста, - и тут уже рассудок помогает обосновывать, в чём именно несправедливость. Или сменяется чувством гнева и яростью, - и тут уже энергия агрессии помогает пробовать другие направления действий, чтобы быть - сильным, а не бессильным. Или сменяется слезами и обидой на то, что никто не приходит на помощь, - а на плач другие люди откликаются сочувствием, в отличие от того, что отдаляет: горячечных рассуждений и гневных расшвыриваний попавших под руку предметов. Просто бессилие только на первый взгляд. Каждое сиюминутное бессилие связано с главным бессилием нашей жизни: смертью и тем, что любые отношения рано или поздно закончатся. Есть что-то, что не в человеческих силах изменить - ход времени. Нельзя вернуться в прошлое, нельзя остановить сегодня. Есть огромная сила, которая кладёт в могилы поколение за поколением, как жатва за жатвой снимают с поверхности земли колосья пшеницы, и переживание встречи с этой силой пробуждает в душе человека ужас.
В повседневной жизни люди стоят к ужасу бессилия кто ближе, кто дальше. Кому-то с самого начала дан талант сотворять иллюзию вечного бытия и верить в неё, кому-то дан дар видеть и иллюзию, и её сотворённость, быть и наивным, и искушённым одновременно, кто-то живёт без иллюзий и проживает каждый миг как последний, а поступки соизмеряет с "Помни час смертный" и "это всё, что останется после меня".
Кому-то жизнь уготовила столько сиюминутных препятствий в один месяц или год, что ужас бессилия вырастает до таких размеров, что его не укрыть никаким покрывалом и никакой пеленой. Он становится - несоразмерным человеку. Слишком большим для того, чтобы соткать из надежды занавес и иллюзией от ужаса отгородиться.
А бывает жизнь, когда, хоть ткацкую фабрику налаживай и в промышленных масштабах занавеси, скрывающие ужас бессилий, на-гора выдавай, их всё равно не хватит, чтобы от бессилия отгородиться. Потому что препятствия на пути стоят не месяц и не год, - десятилетия. И уйти от препятствия прочь не получится, потому что ты - родитель, а срывает занавеси иллюзий твой родной ребёнок. И изменить ребёнка невозможно, стена. Родительское бессилие - тема табуированная. И именно о детях, перед которыми родители оказываются бессильными, и про родительский ужас я предлагаю вам поразмышлять.
Первый по популярности способ справиться с родительским бессилием, - это разозлиться на ребёнка. Разгневаться, стать деятельным, "вот я тебе задам". Это путь уголовно наказуемый, чреватый общественным порицанием, поэтому родительское бессилие умножается на два. Само по себе оно никуда не девается, это бессилие, а сознание собственной правильности и законопослушности утешает только в книгах тех, кто пропагандирует правильное родительство.
Второй по популярности способ справиться с родительским бессилием, - это заплакать от обиды и огорчения. Это путь, полагаемый непедагогичным и чреватый общественным порицанием, поэтому родительское бессилие умножается на два. Само по себе бессилие никуда не девается, а сознание собственной правильности ничуть не уменьшает горечи. Что с того, что отец или мать остались "стойким оловянным солдатиком" и не сорвались в крик, гнев или слёзы в ответ на ненадлежащий поступок ребёнка? Олово металл своеобразного оттенка, напоминает седину...
Третий по популярности способ справиться с родительским бессилием, - это найти для ребёнка диагноз. Поиск правильных слов для описания происходящего даёт занятие, это действие, а любое действие лучше бессилия. Рассуждая о ребёнке, читая о нём, советуясь с другими, родитель приходит к смирению. "Да, он такой, - принимает ситуацию родитель, - это не исправить, как погоду, и надо с этим жить". На карниз диагноза можно развешивать занавеси: такой метод лечения, этакий, третий, десятый, - пока пробуешь, действуешь и не бессилен, сдаться мы всегда успеем (с). Какая часть методов - иллюзии, скрывающие ужас бессилия, а какая часть действительно лечит, и специалисты затрудняются чётко разграничить.
Четвёртый по популярности, но не по эффективности способ справиться с родительским бессилием, - "явиться в суд". Суд выслушает стороны и вынесет приговор, кто виноват. Приговор это всегда определённость, вменение ответственности за действия и квалификация действий. "Мало уделяла ребёнку внимания", "много пил", "откупалась игрушками", "гулял на сторону", - вот оно так и получилось (с). По степени действенности поиск виноватых не имеет равных, поэтому большинство родителей, ужасающихся бессилия, в суде просто живут. Давно отправились на пожизненное за свои преступления врачи, они виноваты в этом суде снова и снова. Супруги, которые "плохо влияют на ребёнка", известны в этом суде как рецидивисты. Самобичевание заканчивается госпитализацией и антидепрессантами, в отличие от обвинений врачей и супругов, которые начинаются и заканчиваются разговорами.
Пятый способ, редко востребованный, это солидарность. Поддержка тех, кто в одном с тобой поколении, кто так же растит детей, кто видит не одного, а двадцать разных детей в одной стайке соседских детей, играющих на улице, и кто может дать объективную оценку "У тебя тот ещё фрукт", посочувствовать тому, что опыт родительства - у данного конкретного родителя, - травматичный, превышающий возможности психики родителя такого ребёнка в себя вместить. Кто может поддержать, подменить, дать передышку, - подставить плечо.
Шестой способ, его, увы, хватает ненадолго, это чувство юмора. Посмеяться над своей самоуверенностью, мол "всё смогу" в воспитании этого ребёнка, могут родители, которые уже прошли семь кругов ада, приобретая родительский опыт. На третьем круге смеётся плохо, на пятом вообще хочется лечь и притвориться мёртвой, чтобы отстали. К сожалению, ужас бессилия настолько табуированная тема, что как только родитель отбредает на обочину тракта, чтобы лечь и протянуть ноги, его бодрые ровесники, не изнурённые необходимостью пробивать стену неразумения, непонимания, бессердечия собственного ребёнка, вместо сочувствия начинают пинать лежачего, чтобы не смущал своим отчаянием шагающих магистральной дорогой.
Седьмой способ, самый поразительный с моей точки зрения, это attachment parenting. Родителю, столкнувшемуся с ужасом бессилия, чей ребёнок - трудновоспитуемый, простыми словами, говорят о том, что он всё делал неправильно, он неумелый родитель. И обязан научиться (это социальные службы иногда говорят, угрожая отобрать детей, если не "научится, как надо") или может научиться (это пропаганда attachment parenting утверждает). А не хочешь учиться, - друг мой ситный, - не жалуйся нам на свой ужас бессилия, сам виноват, мы говорили тебе, как правильно делать. А ты, неумёха криворукий, всё делаешь не так, как нами сказано, поэтому поделом тебе, пропадай сам, без нас. Не будет тебе спасения, еретик.
Согласно психологической теории, тип привязанности зависит от научения, от предыдущего опыта взаимодействия матери и ребёнка. Существует и другая точка зрения, что тип привязанности зависит от бессознательных влечений ребёнка, от его предрасположенности, натуры.
Вера в attachment parenting возникла в США, это мощное идеологическое течение, которое стоит на краеугольном камне: привязанность, то что "между" двумя людьми, в романтических ли отношениях, в младенчески-материнских или детско-родительских отношениях, - так вот, это "между" это результат опыта, научения. Не генетики, не врождённых особенностей, а того, как, как вели себя люди друг с другом. Идеи подхватили на пост-советском пространстве, доведя происходящее до сюрреалистических красок.
Судите сами. Дано - триста миллионов граждан СССР, где не работать означало статью уголовного кодекса за тунеядство (в лучшие годы), а были и годы, когда за пятиминутное опоздание на работу можно было попасть в лагеря. Это поколение бабушек, которые отдали детей в ясли, чтобы работать на заводах. Они НЕ сформировали привязанность, и их дочки ТОЖЕ ничего не делали для того, чтобы научить привязанности. У внучек, таким образом, был опыт яслей, детсадов и школ, и никакой возможности "добрать" опыта "пэрентинга" в отношениях с бабушками. И бабушки, и мамы работали. Внучек не учили привязываться к детям, многомиллионная выборка есть матерей конца двадцатого века, масштабный социальный эксперимент, оставшийся вне зоны внимания американских домохозяек. У внучек из СССР не должно быть по определению безопасной привязанности к их детям, ведь им её не сформировали ни мамы, ни бабушки. Она в опыте и научении передаётся, согласно канону attachment parenting, и только в опыте и научении. Но откуда-то она у них, эта безопасная привязанность, есть. У миллионов матерей. Число такое, что в случайность и спорадическое возникновение безопасной привязанности на пространстве бывшего СССР плохо верится. Любят и своих мам, и своих бабушек, и своих детей. Способны быть в безопасном "между", несмотря на то, что в детстве ни сами такого опыта не получили, ни заботящиеся о них советские мамы "безопасного личного между" от бабушки=научающей безопасной привязанности caregiver'a нужного опыта "правильной привязанности" не получили. Всё равно привязаны. Ветром в голову надуло (с)
И эти добрые, хорошие, радушные, гостеприимные, заботливые, сердечные к своим близким русскоговорящие молодые женщины на голубом глазу доказывают, что без научения от мамы ребёнок таким - дружелюбным и свободным, "безопасно привязанным", не вырастает. А сами вы как сердечными оказались, девушки? Так и хочется риторически спросить. Вы же своим существованием основы теории научения опровергаете. Вас "неправильно привязывали" в трёх поколениях, а вы всё равно добрые, ласковые и поддерживать других умеете в трудную минуту. Полюбили, замуж вышли, детям жизнь дали.
Моя точка зрения, - attachment patterns существуют, их можно наблюдать в поведении как детей, так и взрослых, попытки "перепривязать" ребёнка на другой тип привязанности - утопия, более того, только хуже делают матери. Вместо того, чтобы сказать ей правду и посочувствовать, что ей досталось непростое родительство, её укоряют, что плохо старалась и не так "привязывала", поэтому "кривой результат". Мало того, что ребёнок мордует мать, так ещё и окружающие, социум, ей добавляет. Мода на "правильное привязывание" ребёнка научением лишает родителей возможности честно говорить о своих затруднениях и получать обратную связь от других родителей, как они видят их ребёнка, что в нём подмечают, когда сравнивают с другими детьми, или получать сочувствие тех родителей, кому достались дети, получающие удовольствие от сотрудничества. Таких детей воспитывать легко и приятно, и такие дети есть. Но не все дети такие! Иначе не было бы раздела в ICD-10, я сейчас отдельным комментарием его процитирую, это НЕ фантазия, такой раздел, а нужда классифицировать детей, "не таких как все", ибо случаи "не каких как все" детей НЕ единичны. Их много, и их родители боятся говорить о своих затруднениях, чтобы не быть подвергнутыми травле, ибо идеологически сейчас модно "правильно привязывать".
Когда ребёнок не такой, как все, педиатр направляет его на консультацию к детскому психиатру, и ребёнок получает диагноз, - каждые три года обязаны пересматривать, ибо при правильном лечении может быть скорректировано нарушение, и диагностическая категория в МКБ-10 ДЛЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, болезней нет, есть только отклоняющееся от общепринятого поведение, причины которого толком никто не знает, выглядит так:
(F90–F98) Behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence
(F90) Hyperkinetic disorders
(F90.0) Disturbance of activity and attention
Attention-deficit hyperactivity disorder
Attention deficit syndrome with hyperactivity
(F90.1) Hyperkinetic conduct disorder
(F90.8) Other hyperkinetic disorders
(F90.9) Hyperkinetic disorder, unspecified
(F91) Conduct disorders
(F91.0) Conduct disorder confined to the family context
(F91.1) Unsocialized conduct disorder
(F91.2) Socialized conduct disorder
(F91.3) Oppositional defiant disorder
(F91.8) Other conduct disorders
(F91.9) Conduct disorder, unspecified
(F92) Mixed disorders of conduct and emotions
(F92.0) Depressive conduct disorder
(F92.8) Other mixed disorders of conduct and emotions
(F92.9) Mixed disorder of conduct and emotions, unspecified
(F93) Emotional disorders with onset specific to childhood
(F93.0) Separation anxiety disorder of childhood
(F93.1) Phobic anxiety disorder of childhood
(F93.2) Social anxiety disorder of childhood
(F93.3) Sibling rivalry disorder
(F93.8) Other childhood emotional disorders
Identity disorder
Overanxious disorder
(F93.9) Childhood emotional disorder, unspecified
(F94) Disorders of social functioning with onset specific to childhood and adolescence
(F94.0) Elective mutism
(F94.1) Reactive attachment disorder of childhood
(F94.2) Disinhibited attachment disorder of childhood
(F94.8) Other childhood disorders of social functioning
(F94.9) Childhood disorder of social functioning, unspecified
(F95) Tic disorders
(F95.0) Transient tic disorder
(F95.1) Chronic motor or vocal tic disorder
(F95.2) Combined vocal and multiple motor tic disorder (de la Tourette)
(F95.8) Other tic disorders
(F95.9) Tic disorder, unspecified
(F98) Other behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence
(F98.0) Nonorganic enuresis
(F98.1) Nonorganic encopresis
(F98.2) Feeding disorder of infancy and childhood
(F98.3) Pica of infancy and childhood
(F98.4) Stereotyped movement disorders
(F98.5) Stuttering (stammering)
(F98.6) Cluttering
(F98.8) Other specified behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence
Attention deficit disorder without hyperactivity
Excessive masturbation
Nail-biting
Nose-picking
Thumb-sucking
(F98.9) Unspecified behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence
(F80–F89) Disorders of psychological development
(F80) Specific developmental disorders of speech and language
(F80.0) Specific speech articulation disorder
(F80.1) Expressive language disorder
(F80.2) Receptive language disorder
Receptive aphasia
(F80.3) Acquired aphasia with epilepsy (Landau-Kleffner)
(F80.8) Other developmental disorders of speech and language
Lisping
(F80.9) Developmental disorder of speech and language, unspecified
(F81) Specific developmental disorders of scholastic skills
(F81.0) Specific reading disorder
Developmental dyslexia
(F81.1) Specific spelling disorder
(F81.2) Specific disorder of arithmetical skills
Developmental acalculia
Gerstmann syndrome
(F81.3) Mixed disorder of scholastic skills
(F81.8) Other developmental disorders of scholastic skills
(F81.9) Developmental disorder of scholastic skills, unspecified
(F82) Specific developmental disorder of motor function
Developmental Dyspraxia
(F83) Mixed specific developmental disorders
(F84) Pervasive developmental disorders
(F84.0) Childhood autism
(F84.1) Atypical autism
(F84.2) Rett's syndrome
(F84.3) Other childhood disintegrative disorder
(F84.4) Overactive disorder associated with mental retardation and stereotyped movements
(F84.5) Asperger syndrome
(F88) Other disorders of psychological development
(F89) Unspecified disorder of psychological development
Посмотрите на список стен, которые стоят перед родителями, и каждый раз, когда вам захочется сказать топикстартеру "Может быть, вы уделяли ребёнку недостаточно внимания", благодарите Бога, что вы растите ребёнка, у которого ни одного из этих диагнозов нет.
Напомню материал про привязанность.
Любовь это эмоция, привязанность это поведенческий стереотип. Психологи предположили, что в ситуации стресса поведенческий стереотип будет отчётливее проясняться. Экспериментаторы проводили 20-минутный эксперимент, из серий по 3 минуты длительностью: мать с ребёнком в игровой комнате, потом приходила новая незнакомая женщина, женщина приближалась к ребёнку и начинала с ним играть, мать уходила и спустя короткое время возвращалась. Потом она уходила второй раз и долго не возвращалась (обманутые ожидания ребёнка), или возвращалась незнакомка вместо матери (утрата матери) и после неё мать (воскресение матери из небытия, своеобразное).
Дети демонстрировали четыре варианта поведения:
безопасная привязаность (secure attachment),
небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment)
небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа (resistant-ambivalent attachment)
небезопасная привязанность дезорганизованного типа (disorganized attachment).
Две трети детей демонстрировали "безопасный тип", они активно исследовали игровую, занимались игрушками и об отсутствии матери не тревожились и не грустили. Когда мама возвращалась, дети шли ей навстречу, чтобы "эмоционально дозаправиться", ластились к ней, искали близкого контакта, радовались, и с удовольствием оставались с ней парой.
Пятая часть детей была "избегающего" типа, они грустили, когда мама выходила из комнаты. Когда мать возвращалась, реагировали "уходом в себя".
Дети амбивалентно-сопротивляющегося типа, примерно десятая часть, в присутствии матери появляли тревогу, то есть были самостоятельными и одновременно боязливыми детьми. Когда мама возвращалась, они демонстрировали амбивалентность, быть ближе или дальше к ней.
Были и дети, которые показывали противоречивые реакции или проявляли страх матери, их сильный стресс делал непредсказуемыми.
Это американская школа, ключевые фигуры John Bowlby и Mary Ainsworth, есть ответвление, которое трактует романтические отношения с позиций привязанности, Kim Bartholomew и Phillip R. Shaver, вам в комментарии поставят ссылку на отрывок из книги Simpson J.A. & Rholes W.S. (Eds.) Attachment theory and close relationship. - NY: Guilford Press, 1998. Текст называется "Методы оценки привязанности у взрослых", "Methods of Assessing Adult Attachment", assessment по-русски "психологическая диагностика".
В параллель с американской школой есть исследования британской школы, они на поколение раньше проводились Wilfred Bion ключевая фигура. В сообществе материалы были по групповой динамике по Биону, там три группы он выделял: рабочая группа, группа бегства и борьбы, группа зависимости (коалицию с ведущим строят).
Рабочая группа это актуализация "безопасной" привязанности,
"бегство" это актуализация "избегающего" паттерна, "борьбы" это актуализация "тревожно-амбивалентного" или "амбивалентно-сопротивляющегося", два названия есть у одного и того же поведения. Бион два паттерна в одну группу бегства и борьбы определил, и
"коалиции" это потребность быть парой и исключить группу.
Различия между американской и британской школами в том, что первая в основе - бихевиористская, смотрит на поведение, а вторая в основе - психоаналитическая, смотрит на бессознательные потребности. В итоге первая затрудняется объяснить, почему меняется наблюдаемое поведение, а вторая вполне справляется с задачей: когда в группе обсуждается та или иная тема, актуализируется тот или иной патерн: рабочей группы, бегства и борьбы или зависимости. Опять же, теория "привязанности" в американском варианте не может выйти за рамки диады, мать-дитя или партнёры в романтических отношениях, а психодинамика в британском варианте (кляйнианская в основе) полагает, что люди действуют и из зависти и благодарности тоже, и завидовать (ревновать и ревноваться, исключать третьих и быть исключённым третьим) люди могут по-разному, поэтому образовать коалицию с другим участником группы или с ведущим - значит исключить третьих, в предлагаемой трактовке, реализовать потребность (о которой теория привязанности не ведает в принципе).
Про методы - текст двадцать страниц про самоотчёт и клиническое интервью, - и дискуссия, как соотносится то, что человек о себе рассказывает про отношениях с тем, что он на самом деле делает в отношениях (затруднились дать внятный ответ). (В психодинамической школе к двум этим инструментам добавляется трансференс, ощущения экзаменатора от общения с испытуемым, отклик на него, как значимый источник информации, но теория привязанности признаёт защитные стили и психологические защиты и не признаёт трансференса, если резюмировать в двух предложениях).
Потом пересказ схемы Бартоломью, на 31 странице, про позитивную модель другого, негативную модель другого, позитивную модель себя, негативную модель себя, и как матрица два на два объясняет четыре "типа привязанности". (Объясняет отлично, предсказательная сила минимальная, а нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Раз не предсказывает, значит, теория нехорошая). Они там 69 студентов обследовали и 134 влюблённых, вполне себе дипломное исследование с показателями корреляции. Потом применили факторный анализ и выяснили, что во многом (41 и 48%) в разных методах обследования диагностированные типы привязанности сходятся (ну разумеется, раз речь о моделях себя и другого, мы когнитивную сферу самоотчётом прежде всего изучаем, а не потребностную, которая в своей основе - бессловесна и малоосознаваема). Делается вывод, что новый разработанный опросник полезен. Далее они его уже на 840 студентах провели, чтобы сравнить, как разные опросники выявляют одну и ту же феноменологию, и получили довольно близкие результаты.
Критика. Теорию подверстали красивую: есть четыре варианта отношения к себе и другим, Я ОК, Ты ОК, Я не ОК, Ты не ОК, поменяйте "не ОК" на "ОК" и тип привязанности изменится. Неудобство в том, что маленькие дети ещё не имеют представлений о себе и другом как отдельном человеке, не говоря уже о том, что не оформляют словами свои идеи. Все эксперименты (их повторяли, и они одно и то же показывали, что в группе детей одного возраста есть разные паттерны привязанности) демонстрируют, что дети по-разному переживают одни и те же события.
Раз паттерн привязанности есть даже у маленьких детей, - а у них ещё нет модели как таковой, нет осознанной системы представлений о себе и о других, - то как можно всерьёз полагать, что словами и разговорами вы измените нечто, действующее с самого начала на инстинктивном уровне?
Моя точка зрения, четыре типа привязанности были, есть, и будут, какие бы танцы с бубнами вокруг поведения мы ни устраивали.
В экспериментах с младенцами мать и дитя были в игровой, потом мать уходила (ребёнок её "терял") и спустя время возвращалась (вот по реакции ребёнка четыре типа поведения и вывели. И подсчитали, что "безопасная" стратегия поведения свойственна 66%, это в чистом виде гегемония большинства, 20% избегающих, 10-12% амбивалентно-сопротивляющихся, и 2-4% дезорганизованных. Как видно, другие стратегии это "меньшинства", и они испытывают на себе все прелести "демонизации меньшинств", с ними борются. Есть даже сообщество, родительское, которое рассказывает, как перевоспитать, пере-привязать ребёнка по-другому, чтобы был такой же безопасный, как безопасная мама).
Число левшей, например, в истории человечества удивительно постоянно: 20—25%. Эта неизменность служит аргументом в споре о том, зачем снова и снова рождаются левши, - это площадка для экспериментирования, эволюционное творчество. При изучении живописи Древнего Египта выяснилось, что на картинах в 76—80 % случаев изображены правши, то есть левши присутствуют в популяции на протяжении тысячелетий. Асимметричное использование рук (право- или левостороннее мануальное предпочтение) является видовым признаком человека. У животных этот феномен видовым не является, поэтому "упрощать" конструкцию и "бороться с усложняющими популяцию элементами" это утопия.
С привязанностью точно так же, если бы все были "безопасно привязанными" и сидели дома, не было бы сорвиголов, отправляющихся на свой страх и риск (как Ермак, Магеллан и многие другие) далеко от дома. "Дезорганизованно" привязанные нужны социуму в целом. В зависимости от уровня интеллекта они станут совершать разного масштаба поступки, и как в любом деле есть инициаторы, продолжатели и реформаторы, так "дезорганизованные" предпочитают быть инициаторами, "безопасные" продолжателями, а "амбивалентно-сопротивляющиеся" реформаторами в любом деле.
Меньшинства всегда пробуждают любопытство, желание подглядеть, как они устроены изнутри. Пример "избегающего", "переполненного страхом" типа в детской литературе, - Урфин Джюс. Он нарисован мрачным отшельником, который уклоняется от любых контактов с внешним миром, поддерживает только товарообмен, нужный ему. Перечитала написанное, самое главное не сказала. Дети перерастают свои поведенческие и эмоциональные трудности. Паттерн привязанности особо не меняется, просто в их жизни в подростковом возрасте появляется то, чего не было в детстве: любимое дело и секс. Так появляются новые степени свободы, и благодаря этому появляется то, что психиатры называют "перерос" свои проблемы. С моей точки зрения, они из тотальных становятся локализованными в одной сфере, где он и остаётся избегающим, амбивалентно-сопротивляющимся или дезорганизованным, а в смежных сферах жизни вполне себе "как безопасно привязанные" живёт и радуется. Пример. Он родился в многодетной семье, которую содержал отец-торговец. Родители постарались дать ему образование и определили в коммерческое – не ремесленное – училище. Но он вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего и был отчислен. Поступил гимнастом в бродячий цирк. В следующем году – прибился к театру миниатюр, затем семь лет переходил из труппы в труппу. Женился, перебрался в Москву. Прожил с женой всю жизнь. Выступал на сценах как куплетист, снимался в эпизодических ролях. Из Москвы мотался в Ленинград и Ригу. Туристом (с женой и дочерью) был за границей – там загорелся идеей создать свой музыкальный ансамбль. Дочь была потом солисткой в ансамбле долгие годы. Имея в активе начальную школу как уровень образования и в качестве социально-культурного фона – индустриализацию молодой социалистической страны, он создал джаз-оркестр. Лазарь Вайсбейн известен каждому под псевдонимом Леонид Утёсов. Он пришёл к зрителю на «самом передовом носителе информации» того времени, целлулоидной киноплёнке. На пятом году существования оркестр снялся в кинофильме «Весёлые ребята», и сорокалетний руководитель оркестра стал вехой в истории советского искусства. Пожалуйста, "дезорганизованная" привязанность всё детство и юность, потом супружество с одной и той же женщиной на полвека до того, как овдовел, вполне себе "безопасная" привязанность в семейной сфере, в то время как в профессиональной на два десятилетия - хаос, вернее, чехарда новых проектов. То есть он уже "наполовину дезорганизованный". Представьте маму Леонида Утёсова, Малку Моисеевну, в наше время, имеющую аккаунт в ЖЖ. "У меня проблема с сыном, - пишет мама пост, - он дерзит в школе учителям, и директор сказал, что не желает его больше видеть. Мы с отцом стараемся дать ему всё самое лучшее, платим за школу немалые деньги, но ему совершенно всё равно, какие усилия мы прилагаем к тому, чтобы он получил образование и чего-то добился в жизни". "Вы недостаточно уделяете ему внимания", - пишут ей в ответ. "Может быть, у него в школе конфликт с одноклассниками или с учителем, у вас есть доверительные отношения с мальчиком?" "У меня просьба к сообществу о помощи, - пишет мама второй пост, - мой сын, я о нём писала, убежал из дома. Мы узнали, что он уехал вместе с бродячим цирком и выступает как гимнаст. Я в отчаянии, помогите, что мне делать." "Заявите в полицию и социальные службы", - пишут ей в ответ. - "Ребёнок должен посещать школу. То, что он сбежал из дома, свидетельствует о том, что вы как родители что-то недоработали, и вам нужна терапия, чтобы сформировать у ребёнка привязанность безопасного типа" "Спасибо большое, буду читать!" - отвечает топикстартер. - "А как его домой вернуть?" "Дайте ему год тайм-аут", -пишет модератор сообщества. - Если это временное, то сам вернётся, если это его выбор - примите как судьбу. "Это снова я, дорогие сообщники", - пишет ТС вновь. - "Спасибо за книги, прочла, очень интересно. Проблема у меня такая. Мой сын выступал с цирком, не доработал до конца контракта и поступил в Театр миниатюр. Он читает рассказы со сцены и, как нам рассказали, у него есть девушка. Я уже примирилась с тем, что он ушёл из дома в люди и проходит свои университеты, но мои родственники говорят мне, что я отвратительная мать". "Здравствуйте, дорогое сообщество! - обращается ТС спустя несколько месяцев. - Мой сын работал в Театре миниатюр, потом бросил его и теперь ездит на гастроли с какой-то непонятной труппой. Не знаю, что мне делать". - "Вы недостаточно уделяете ему внимания", - пишет в ответ новый участник ру_психолог, который ещё не освоил функции Фильтр и не приобрёл полезной привычки читать предыдущие обращения топикстартера в сообщество. "Может быть,у него конфликт с другим сотрудником или с начальником, у вас есть доверительные отношения с сыном?" - спрашивает другой. "В этом возрасте для подростков особенно важен контакт с родителями, вы обязаны прикладывать все усилия, чтобы сохранять и поддерживать его, - пишет третий, - то, что он не может продолжительное время работать на одном и том же месте, свидетельствует о том, что вы как родители что-то недоработали и нужна семейная терапия, чтобы вы поняли свои ошибки и изменили коммуникацию". "Спасибо большое, буду думать про семейную терапию!" - отвечает топикстартер. В каждой шутке есть доля правды, сообщество транслирует совершенно определённую идеологию, и это идеология - большинства, которое знает только один "правильный" путь в жизни, путь "безопасной" привязанности к семье, месту учёбы, месту работы, стране. Это торная дорога большинства, правда. И даже если вы идёте одной и той же дорогой и никогда не меняли супружескую половину, место работы, квартиру или регион проживания, получили одну профессию и бессменно трудитесь в одной и той же сфере, - а это чистый "крестьянский" тип, если вы вдумаетесь,- вы получили образование, умеете читать, вас научили думать. Подумайте о том, что другой человек имеет право на уникальность, на свою непохожесть на других, на свой - пусть намеченный едва заметной тропинкой и непроторенный до сих пор - путь в жизни.
((с) О.В. Бермант-Полякова, 2012)
|
</> |