Угон Ан-24 из Якутска в Китай.

Когда слышишь такие новости, всегда думаю, ну вот зачем? Сколько таких угонов было в пустую, да почти все в пустую. Чаще всего угонщиков при захвате самолета убивали, страдали другие пассажиры. И вот Ан-24...

За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов.
Вот случай произошедший в 1985 году, когда второй пилот якутского авиаотряда Шамиль Гаджи-Оглы Алимурадов захватил самолет Ан-24 с 52 пассажирами на борту, приставил нож к горлу командира воздушного судна и потребовал лететь в Китай.
От редакции News.Ykt.Ru "Интервью с командиром воздушного судна Вячеславом Абрамяном вызвало большой интерес у читателей, многие хотели ознакомиться с версией самого террориста, но тогда нам не удалось связаться с ним."
Журналисты News.Ykt.Ru попытались разобраться, так ли это и подняли архивы КГБ.
О том, что происходило в самолете во время угона, и из-за чего Алимурадов решил захватить Ан-24, рассказали все стороны конфликта: террорист, капитан воздушного судна и руководство авиаотряда. Несмотря на то, что прошло более 30 лет и угонщик отсидел свой срок, в этом деле до сих пор остается много вопросов. Что двигало Шамилем Алимурадовым, какие цели он преследовал, и из-за чего можно было поставить на кон жизни 57 человек?
Алимурадову тогда было 33 года. После летного училища он три года летал вторым пилотом на Ан-2. В 1976 году перевелся в якутский поселок Батагай, стал командиром экипажа. Поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации, после нее перевелся в Якутск, работал вторым пилотом на Ан-24. Он женился, в семье родилась дочь.Ясное морозное утро 19 декабря 1985 года, на улице 42 градуса мороза. Второй пилот Шамиль Алимурадов поднялся на борт самолета Ан-24. Перед тем, как зайти в кабину пилота, он проверил карманы — нож был на месте. Поприветствовал экипаж и пошутил: «Обедать будем в Шанхае». Никто не придал значения его словам, все просто улыбнулись — к странным шуткам Алимурадова экипаж уже привык.
Его план был таким: отобрать у командира корабля пистолет, обезвредить экипаж, захватить самолет, полететь в Китай. «Враг моего врага — мой друг» — думал Алимурадов. Отношения СССР и Китая в середине 1980-х были крайне напряженными. О пассажирах он и не думал. Если бы что-то пошло не так, признается он, просто планировал направить самолет в землю.
Ан-24 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял обычный пассажирский рейс 101/435 по маршруту Якутск - Нерюнгри - Чита - Иркутск. На борту находились пять членов экипажа и 52 пассажира, в том числе дети и пожилые люди. Самолет вылетел из Якутска по расписанию.
4 часа утра по московскому времени
Алимурадов знал, что в салоне два пистолета — один у капитана, другой у штурмана. Во время первой остановки в Нерюнгри экипаж вышел из кабины. Алимурадов задержался, остался один, стал искать пистолет, но не нашел его ни в чемоданах, ни в личных вещах коллег. Он достал нож — это был его запасной план — и спрятал под свое кресло.
7 часов утра.
В кабине пилота находились четверо: капитан Вячеслав Абрамян, штурман Жихорев, бортмеханик Осипов и второй пилот Алимурадов. На подходе к Чите бортмеханик попросился из кабины в туалет.
Шамиль Алимурадов, террорист
Алимурадов рассказывает News.Ykt.Ru свою версию событий. По его словам, капитан в тот момент задремал, штурман работал. Тогда он взял лежащий в чемодане железный брусок, уже замахнулся на сидящего перед ним штурмана, но ударить не смог. Тогда он взмолился: «Господи, помоги мне, я ведь не убил не повинного человека!». И тут же штурман встал и вышел из кабины. «В тот момент я понял, что есть связь между мной и высшими силами, потом я много раз убеждался в этом», — утверждает Алимурадов.
Сразу после этого в кабину зашел бортмеханик, но Алимурадов сумел обмануть его: сказал, что того разыскивает стюардесса — якобы в салоне что-то сломалось.
Бортмеханик вышел, Алимурадов встал со своего кресла, запер дверь на защелку и вытащил свой самодельный нож с 25-сантиметровым лезвием. Затем он изменил курс самолета — в сторону Китая и отключил командиру корабля наушники, чтобы тот не мог связаться с землей. Уже через пять минут после этого диспетчеры с земли начали предупреждать, что экипаж сбился с курса, но ответить им было некому.
Командир корабля Абрамян проснулся, Алимурадов сказал ему посмотреть на приборы, и когда тот отвернулся, приставил нож к его горлу.
— Ты что, с ума сошел? — говорил Абрамян.
— Летим, мне терять нечего, не дергайся! — отвечал Алимурадов.
— Шамиль, у тебя дочка, подумай о ней, о матери, братьях, Родине!
Это же небезопасно! Куда летим? Зачем? Это бессмысленно! — кричал
командир.
Вячеслав Абрамян, командир АН-24
«Когда террорист — пассажир в салоне, это одно, — говорит Абрамян.
— А когда он — член экипажа, который сидит с тобой в кабине, это
совсем другое. Ты психологически не готов к этому, это
предательство в высшей степени!»
По его словам, в этой ситуации было практически невозможно что-либо
предпринять. По инструкции, находясь на рабочем месте — за
штурвалом, нужно быть пристегнутым. Он не смог оказать
сопротивления, так как его главной задачей было обеспечение
безопасности пассажиров и воздушного судна.
«Проблема была в том, что он, как пилот, мог предвидеть каждый мой
шаг, каждое мое движение, — говорит Абрамян. — У меня возникла идея
перехитрить его и посадить самолет на одном из военных аэродромов
Читы, расположение которых я прекрасно знал — все они находились
недалеко от границы. Я уговаривал его отказаться от преступных
действий, говорил, что всю вину возьму на себя, скажу, что сбились
с маршрута. Но Алимурадов был непреклонен».
7 часов 30 минут.
С помощью кнопки SOS командир Вячеслав Абрамян все-таки смог
предупредить диспетчера об угоне, после чего попытался обхитрить
террориста и приземлиться на военном аэродроме. И тут, как назло,
диспетчеры потребовали сообщить курс — и Алимурадов понял, что его
хотят обмануть.
В этот момент бортмеханик и штурман попытались выломать дверь
топором. Алимурадов заставил командира держаться направления на юг,
выключил сигнал бедствия и потребовал у бортмеханика и штурмана
прекратить попытки проникнуть в кабину — угрожая, что убьет
командира корабля.
На подходе к советско-китайской границе Абрамян все-таки уговорил
Алимурадова включить сигналы бедствия. Капитан предупредил его, что
будет небезопасно, что самолет могут сбить китайцы, что неизвестны
координаты ближайшего аэродрома, и высока вероятность
разбиться.
8 часов.
Самым кошмарным моментом для Вячеслава Абрамяна, вспоминает он,
было пересечение государственной границы. Находясь на территории
Китая, не имея маршрутных карт и поддержки диспетчеров, он понял,
что не контролирует ситуацию. Плюс еще топливо было на исходе.
«Мне было не страшно, а Абрамян побледнел, — говорит Алимурадов. —
Он думал, что нас хотят сбить, я его успокаивал, но он меня уже не
слышал. А я ему говорил: «Слава, это все на их совести — пассажиры,
экипаж, все. Он говорит: «У меня мать, дети», я ему отвечаю: «У
меня тоже мать, дети! Слава, вопрос решен!».
Капитану удалось связаться с экипажем Ту-154, летевшим эшелоном
выше — с землей связи уже не было, советские авиадиспетчеры и
службы противовоздушной обороны уже не слышали Ан-24 из-за помех,
которые образуются при полете в горной местности. Экипаж Ту-154 дал
Абрамяну частоты двух аэродромов в Китае.
«Я взял курс в направлении аэродрома, куда указывала стрелка
радиокомпаса, — рассказывает Абрамян. — Летели минут двадцать, и
вдруг стрелка радиокомпаса начала хаотично вращаться, а затем
остановилась и начала показывать на противоположное направление. Я
развернул самолет и полетел обратно. Примерно через такое же время
стрелка снова начала вращаться и указала совсем другое направление.
Тогда я понял, в чем дело. Видимо, наши сообщили китайцам, что
гражданский самолет терпит бедствие, а в то время отношения с
Китаем были очень напряженными. Думаю, китайцы создавали помехи,
хотели, чтобы мы просто разбились в горах».
«Не хочу ругать советскую власть, но вероятно, что и наши хотели
того же», — добавил Абрамян.
Погода была ясная и морозная. Пролетев примерно час, Абрамян
увидел, что горная местность заканчивается, нужно было срочно
решать, где и как приземлиться. Алимурадов настаивал, что самолет
надо посадить возле какого-нибудь населенного пункта, чтобы можно
было попросить политическое убежище — если все останутся живы.
Командир стал подбирать место для посадки. Заметив более-менее
подходящий участок вспаханного поля, начал снижаться. Во время
посадки на высоте примерно 30 метров он заметил провода ЛЭП и был
вынужден набирать высоту — самолет мог бы разбиться при
столкновении с ними. Через некоторое время он увидел небольшое
поле.
9 часов 30 минут.
Перед посадкой снизился над рисовым полем и пролетел на бреющем
полете примерно в 5-7 метрах от земли, чтобы определить глубину
пахоты и ширину борозд — Абрамян начинал как пилот в
сельскохозяйственной авиации, и эти знания пригодились ему. Он даже
посадку произвел на шасси, хотя по инструкции имел право посадить
самолет «на брюхо».
Через несколько часов к самолету сбежались жители ближайшей
деревни, как выяснилось позже, самолет сел в округе Цицикар,
примерно в пятистах километрах от советской границы.
Уже после инцидента эксперты говорили, что это была посадка в
сложнейших условиях и далеко не каждому удалось бы взвесить,
оценить все и выбраться из этого положения, при этом еще не
повредив самолет. Если говорить о самом инциденте, то до этого в
мировой истории авиации не было ни одного случая, чтобы второй
пилот стал угонщиком и террористом.
Причина
У Алимурадова был затяжной конфликт с руководством, продолжавшийся
в общей сложности шесть лет. Еще в конце 1979 года, после окончания
Ленинградской академии гражданской авиации (ЛАГА), Алимурадов был
распределен в 271-й летный отряд и стал требовать от руководства,
чтобы его досрочно сделали командиром экипажа.
В то время действительно работало негласное правило: тех, кто
окончил командный факультет АГА, должны были вводить в командирский
строй вне очереди. Но Алимурадова стали «придерживать» — в первую
очередь из-за тяжелого характера. Он стал писать жалобы, сначала
требовал, чтобы его ввели в командирский строй. Ему отвечали, что
«в порядке очереди». Алимурадов злился, писал жалобы еще выше — на
тех, кто отказал, и так по цепочке по всем инстанциям, все больше
раздражая руководителей. В итоге дошел даже до министра гражданской
авиации СССР.
Разбор полетов в 271 авиаотряде, 1985
В дальнейшем его требования уже не ограничивались лишь введением
его в командирский строй, он стал просто жаловаться на всех. Можно
сказать, стал профессиональным жалобщиком, вспоминают коллеги.
Алимурадов писал даже в ООН, после чего его направили на
обследование в психиатрическую больницу. Вывод — здоров.
С Алимурадовым отказались летать все экипажи, объявив ему
профессиональный бойкот. Приказом начальника Якутского управления
Ивана Дергилева от 10 июня 1982 года Алимурадов был переведен с
летной работы на землю. Он пытался опротестовать этот
приказ. Для восстановления на летной работе снова пошли в ход
испытанные методы. Особенно активно прибегал он при этом к своим
старым связям в ЦК КП Азербайджана и постпредстве в Москве, не раз
бывал в министерстве гражданской авиации.
Одну из его апелляций на имя председателя Верховного совета СССР
рассматривала комиссия якутского управления гражданской авиации.
Выяснилось, что отдельные претензии, изложенные в жалобе, все-таки
были обоснованными. Например, то, что при решении вопроса о
досрочном вводе Алимурадова в командирский строй один
пилот-наставник «проявил несдержанность», когда направил его на
обследование. Другой выдал характеристику, которая была «не
объективной». Вывод комиссии был таким: «Не включать Алимурадова в
1979 году в состав кандидатов на ввод в строй командиром было
необоснованно».
Он начал задумываться об эмиграции, обратился в ОВИР МВД СССР за
разрешением на выезд за границу, поговорил с женой. Но жена с
полуторагодовалым ребенком не поддержала его, супруги развелись.
Бывая в Москве, он стал частым гостем посольств западных стран.
Кстати, человеку, который боролся с советской властью,
восстановиться на летной работе помог президент Азербайджана. В
1985 году он занимал должность первого секретаря Центрального
комитета. Любимчик Брежнева и земляк Алимурадова Гейдар Алиев
позвонил в Министерство гражданской авиации заместителю министра
Васину и попросил разобраться с ситуацией и восстановить
Алимурадова, а тот в свою очередь надавил на начальника якутского
управления Дергилева. Республиканскому управлению ничего не
оставалось, как согласиться с этим.
11 марта 1985 года его все же восстановили на работе. Алимурадов
сразу стал требовать, чтобы его ввели в командирский состав,
выплатили компенсацию за два года работы на автобазе, а также
предоставили ему жилье. Руководство в ответ издало приказ: принять
Алимурадова на должность второго пилота. В приказе было сказано,
что его не восстановили, а заново приняли на работу — то есть ему
нужно было начинать все с нуля.
После этого у Алимурадова и возникла идея об угоне самолета — в
качестве мести. Вел он себя вызывающе: неоднократно намекал о своих
планах многим коллегам. В 1982 году отправил срочную телеграмму
генсеку КПСС Леониду Брежневу: «Точка невозврата пройдена,
последствия неизбежны, примите меры!».
«Знаете, из-за чего все это было? Просто мелкая зависть ко мне! Мне
тогда было 27 лет, я был не только в отряде, но и во всем
управлении единственным, кто имел высшее академическое образование!
Это была всего лишь зависть со стороны командования», — до сих пор
горячится Алимурадов. «Была команда сверху: «Берите его!». Ничего
не поделаешь, его взяли в нашу эскадрилью, — вспоминает командир
экипажа Вячеслав Абрамян. — Я согласился. Кстати, к работе
Алимурадова у меня никогда не было претензий — летал он хорошо,
никогда не спорил, не конфликтовал со мной».
Летом 1985 года Алимурадов провел «эксперимент». Во время одного
рейса он передал записку бортпроводнице и попросил отнести ее
командиру экипажа по фамилии Малышев. Она удивилась: «Ты ведь
второй пилот, сам можешь отдать ему записку!». Алимурадов все же
убедил стюардессу. В записке было требование изменить курс и лететь
в другую страну, второй пилот там подписался как «Аджа». Тогда
никто из экипажа об этом инциденте так и не рассказал, все это
выяснилось гораздо позже — на допросах в КГБ.
4 марта 1986. Харбин. Суд над Алимурадовым.
Китай
В газете «Дацянь щицзе» в октябре 1986 года были опубликованы
воспоминания крестьян, видевших, как садился советский Ан-24:
«Около 14:30 по пекинскому времени раздался гул самолета. Мы
удивились, ведь поблизости нет аэродромов. Откуда же он взялся?
Самолет опускался все ниже и ниже, на рисовое поле возле нашей
фермы. На фюзеляже отчетливо виднелись иностранные буквы. Кто-то
сказал, что это советский самолет».
Абрамян посадил самолет, выключил двигатель – они с Алимурадовым
сорвали с него пломбу. В эти минуты в кабине пилота разыгралась
такая сцена:
Ш.А: Слава, молодец! Это твой полет! Ты будешь героем!
В.А: Да пошел ты!
Ш.А: Ты не забывай, что ты заложник! Не обижайся, я тебе не хотел
никакого зла, только им!
В.А: Ты конченый негодяй! Подверг опасности жизнь 52 пассажиров. Ты
не с советской властью боролся, а подверг опасности ни в чем не
повинных людей.
Через несколько минут пассажиры стали выходить на улицу, не
понимая, где они находятся. О том, что произошел угон, многие даже
не сразу поняли. Алимурадов сказал командиру: «Мне надо уйти».
Абрамян на это отвечал: «Стой, не смей, жди».
Пока они спорили, к самолету подъехали китайские военные. Угонщик с
поднятыми руками (в одной так и оставался нож) вышел из самолета.
«Мне нужно политическое убежище», — заявил он.
— С какой целью вы прибыли в Китай? — спросили китайские военные у
угонщика. — Какие у вас требования?
— У меня нет требований, — отвечал Алимурадов. — Я один, правда, у
меня есть просьба. Первое: разрешить запустить самолет — пассажиры
замерзли, их надо согреть. Второе: я прошу политического
убежища.
— Мы вам гарантируем политическое убежище, но вы должны
сотрудничать с нами, — ответили военные.
Алимурадова сразу же отвезли в администрацию деревни, где прошел
первый допрос. Там его взяли под стражу. 4 марта 1986 года в
Харбине он был приговорен к восьми годам тюрьмы за захват и угон
самолета по статье 107 УК КНР.
Через два года, 19 марта 1988 года Алимурадов был условно-досрочно
освобожден. Ему удалось устроиться преподавателем русского языка в
Харбинский мединститут, затем он преподавал в педагогическом
училище и институте иностранных языков в городе Цзямусы — это
практически на границе с Хабаровским краем. 9 декабря 1989 году
Алимурадова передали Советскому Союзу. Любопытно, что в конце 90-х
КНР закупила 60 единиц АН-24.
«Ну, я отсидел, не вижу в этом ничего страшного. Потом вернулся в Союз, меня заверили, что я отсижу год и выйду на свободу. А потом СССР развалился, и я отсидел полных пять лет, — вспоминает Алимурадов. — В Китае были очень хорошие условия: хочешь — работай, а хочешь — нет. Выходили на прогулки, посещали концерты. Помню, какой-то певец приехал из Пекина, ведущий сказал: «Для гостя из Советского Союза — азербайджанская народная песня «Аршин мал алан»». Освободившись, Алимурадов даже женился на китаянке, однако в Советский Союз она с ним не поехала. В 2000 году он был в Китае, встречался со старыми знакомыми, они спрашивали, не хочет ли он с ней увидеться, Алимурадов ответил, что нет: все-таки прошло 15 лет, у нее, наверное, семья, дети, неудобно как-то.
Алимурадов на суде в Харбине, 1986.
Из тюрьмы Алимурадов продолжал писать жалобы, написал семь исков,
где требовал привлечь к уголовной ответственности начальника
Якутского управления гражданской авиации Дергилева и других
проходивших по его делу свидетелей за клевету, порочащую
Алимурадова.
«В этой истории нет героев. Все — жертвы, — настаивает он в беседе.
— Помните историю немецкого пилота, который разбил Airbus А320, —
Андреаса Любица? То же самое могло случиться со мной. Я был на
грани — мне ничего не стоило так поступить, поэтому нельзя считать
ни меня, ни Абрамяна героями».
Экипаж и пассажиры Ан-24 пробыли в Китае пару дней, потом их
перевезли в Читу. А затем начались тяжелые времена для экипажа,
особенно для командира Абрамяна. Все были отстранены от полетов.
Осипов восстановился через год, Жихарев даже не стал
восстанавливаться. Абрамяна полгода допрашивали в КГБ — пытались
выяснить, не был ли он в сговоре с Алимурадовым. Его сняли с
очереди на жилье, три года он был без работы. За это время пилот
успел поработать грузчиком и бортпроводником.
В 1988 году Абрамян чудом восстановился на работе в авиакомпании.
Отработал месяц вторым пилотом, затем снова стал командиром. В
дальнейшем он был пилотом-инструктором, заместителем командира
эскадрильи, пилотом инспекции по безопасности полетов. Завершил
карьеру пилота в 1998 году, после создания авиакомпании «Якутия»
был назначен заместителем генерального представителя в Москве.
"Я Алимурадову еще давно простил все. А так не хочу его видеть и
говорить с ним тоже нет желания. — говорит он. — Безусловно, моя
карьера могла бы сложиться по-другому. Думаю, не каждому удалось бы
справиться с такой психологической травмой и преодолеть все эти
сложности».
Сейчас Алимурадов — предприниматель, утверждает, что является
членом партии «Единая Россия», женат, его младшему сыну два
года. Сразу после того, как вышел из российской тюрьмы, забрал к
себе дочь. Его первая жена погибла в автокатастрофе, когда он был в
Китае.
Кстати, самому младшему пассажиру Ан-24 было полтора года, как и
дочке Алимурадова на тот момент. Угонщик говорит, что, не
задумываясь, убил бы всех даже сегодня, если бы в экипаже были его
руководители.
По материалу - news.ykt.ru
ЗЫ - "утверждает, что является членом партии «Единая Россия»" не моё конечно дело, НО ....
зыы - тут товарищи подсказывают
+++
В 1982-86 работал в якутском УГА, в Зырянке. В Якутске в общаге ИТР-1 пару раз с Шамилем пересекался. Знаком лично не был, но в одних компаниях приходилось быть. Когда в Зырянке узнали про угон (на следующий день), народ сразу сказал:"ну, это Шамиль, наверняка, больше некому". Через день выяснилось - точно, Шамиль. Тогда сели с мужиками, выпили-закусили и стали разрабатывать версии угона. Еще первый литр не закончили, а стройная версия развития событий - уже была. Один в один с реальностью. :-) Вообще, парня всю дорогу считали "малость не в себе". Не зря. Еще из подробностей: китайцы к нашим отнеслись очень хорошо (тогда отношения начинали налаживаться), термоса всем подарили на память (Сурика с экипажем потом начальство гнобило - дескать, зачем взяли, надо было сказать, что у самих добра такого - завались. Кстати, с Абрамяном лично не знаком, но общие знакомые его Суриком называли). Такие дела.
+++
|
</> |