Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)

топ 100 блогов gelio19.05.2015 Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России . Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.

УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».

Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.


1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»

Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра — проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)








3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)







4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)








5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)








6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет — нагрузки выдерживает далеко не каждый.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)








7. Всегда на связи со сварщиками — специалист, следящий за происходящим с пульта управления.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










10. Электронно-лучевая сварка.

Электронно-лучевая сварка в вакууме — полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)







11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)








13. Инструментальное производство

В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)








15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










17. Вакуумная цементация.

Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации - насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности - используются вакуумные печи Ipsen.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









19. Литейное производство

Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)












21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм — важная часть технологического процесса литейного цеха.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)














24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)














25. «На вес золота» - это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)














26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки

Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
ПД-14 — движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -
создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)












27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, - ноу-хау предприятия.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) — это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)












29. Сборка роторов турбины — трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» - гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)












30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










32. Производство трубопроводов и трубок

Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали — компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы — именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» - разнокалиберных трубопроводов и трубок.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)













33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа — некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке — гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)















35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя — они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)












36. Окончательная сборка.

В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем — внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь - на приёмо-сдаточные испытания.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века — турбореактивного двигателя - вручную, строго сверяясь с технологией.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе — и в сборочном цехе.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) — важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











45. Ресурс работы ПРС — 500 часов, а двигателя — 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)












47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










49. Испытания двигателей.

Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










53. Испытательные установки и системы, разработанные и внедрённые в ОАО «УМПО», не уступают зарубежным аналогам.

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)







54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)










55. Цех № 40 — место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только — здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)









56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)











58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)






59. Двигатель в действии!
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)





Благодарю пресс-службу ОАО "УМПО", в частности, Екатерину Косых за помощь в создании репортажа!

Смотрите также:
Производство самолетов Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод
Производство самолетов Л-410 в Чехии
Производство Су-34 в НАПО им. В.П. Чкалова




Оставить комментарий

07.07.2015 13:08
Архив записей в блогах:
Россия продолжает путь по достижению абсолютного дна в рейтинге коррупции. Такими темпами и Таджикистан станет для нас образцом правового государства. Наглость и безнаказанность достигла таких размахов, что речь не только не идет о том, ...
По сообщениям СМИ Апартаменты 1 Кенсингтонского дворца сейчас полным ходом ремонтируются. 21-комнатные апартаменты готовят для переезда Гарри и Меган. DM сегодня разместили статью с фото, хотя упоминание о ремонте этой части дворца были еще в прошлом году. Тентами стены затягивать ...
Сегодня после прогулки Лайза будет крепко спать. Что сегодня будет сниться Лайзе? Возможно, она увидит отрывки из своего щенячьего детства, когда жизнь полна ароматов, звуков и ощущений. А может, она увидит своих друзей с автостоянки, которые ...
 Никогда еще в моей френдленте не было столько отзывов про какой-либо фильм, как про Мастера и Маргариту . Мне сам роман не нравится, и фильм мне смотреть не интересно. Мне не нравится Воланд, который по мелочи вмешивается в дела людей: как-то несовместимы мелкие пранки с фигурой ...
Ваша задача припарковать школьный автобус. Но это не так-то просто...Игра School Bus ...