Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Поэтому я пока что сужу только по первой серии, пилотной, так сказать. "Школа" - это школа как она есть, в чистом виде. Там нет никакой особой жестокости, там отвратительное серо-голубое мрачное освещение, наверняка там воняет возле туалетов и можно задохнуться в столовке. 9-А, ставший предметом исследования режиссером - обычные глупые малолетки, думающие, что они - лучшие в школе (класс "А", как-никак), и учителя, которые тоже далеки от нравственных и интеллектуальных идеалов носителей светлого, доброго, вечного. Концерты с самодеятельностью, сочинения "Как я провел каникулы", пошлые шутки, повсеместные комментарии всего происходящего на уроке, подхалимаж и понты - присутствуют все нужные составляющие каждого класса каждой средней школы.
Только проблема не в этом. Проблема заключается в том, что в этом обществе, которому сериал, собственно, и адресован, до сих пор обсасываются вопросы о том, что молодежь нынче дурная пошла, вместо того, чтобы подумать, а что, собственно, сделали взрослые (и учителя в частности) для того, чтобы она была другой? Таким образом, "Школа" - не для школьников, которые, по опасениям заботливых депутатов и учителей, могут заразиться дурным примером, они уже им заражены. Валерия Гай Германика снимает свое беспощадное кино для взрослых. Чтобы те додумались вкрутить другие лампочки, чаще убирать в туалетах, вешать там зеркала, поставить двери на туалетных кабинках, не делать пребывание в школе таким убогим, с пением пятиклассников с гвоздиками и народными танцами, чтобы угодить учителю истории.
Для меня школьные годы - это тюрьма духа, не только в наших убогих условиях, но и везде так. В Америке школа - это выворачивание наизнанку ради того, чтобы быть успешным, красивым и богатым, а кто задницу ради этого не рвет, кто учит физику, пока остальные играют в бейсбольной команде, или трясут конечностями в командах болельщиц - тот изгой. На постсоветстком пространстве 10 лет школы - это тюремное заключение, только после тюрьмы потом сокамерники не собираются каждый год, чтобы вспомнить былое. Мои одноклассники начали собираться на годовщину выпуска уже через год. Потому что для них школа - это лучшее, что с ними было, это среда, где их серость терпима и узаконена, и после ее окончания с ними ничего более не происходило.
Об этом и снимает свой сериал Гай Германика. Об атмосфере, а не о героях, с которых можно брать пример. Их попросту не существует.
У "Школы" прекрасный сценарий, отличный реалистичный звук и особая манера операторской работы, за шиворот затаскивающая нас в мир обыденной убогости средней школы № N.
Поэтому запрещать сериал - это все равно что запретить зеркала, а чего ж на зеркало пенять, коли рожа кривая.
UPD: Оказывается, классная лакмусовая бумажка, эта "Школа".
В детстве, когда я смотрела этот клип, я панически боялась этих молотков, шагающих шеренгами, чтобы дать нам education. Видимо, не зря: теперь те, кому не были они противны, сами встали в эту шеренгу.