У нас сейчас 1918 год... но без большевиков
2015 — 17.07.2016Многим сейчас, с исторического расстояния, кажется, что Россия 16-17 июля 1918 года, когда расстреляли царскую семью, была какой-то совершенно другой страной по сравнению с нынешней. Но на самом деле было разное, а было и общее.
Общей была одна и та же привычная нам нынче картина деградации и регресса, распада общественного организма — то, что мы видим сейчас на развалинах СССР, с гражданскими войнами, властью на местах слетевших с катушек националистов и петлюровцев, было и тогда, на развалинах Российской империи. В те дни, как и сейчас, ещё выходили либеральные газеты (хотя многие полагают, что их все позакрывали на следующий день после Октября). Что они писали про расстрел последнего русского царя? Да вот примерно то же и писали, что сейчас пишет какая-нибудь "Новая газета". Хотя, надо отдать им должное, бывшего царя они критиковали не в пример жёстче. Так, петроградская кадетская газета "Наш век" писала в передовой статье: "Мы не будем распространяться о той обстановке, при которой погиб Николай. Казни без суда, казни по суду и расстрелы во имя спасения революции для нас явления, одинаково квалифицируемые, над кем бы они ни происходили... Живой Николай Романов оставался воплощением дискредитированной бессильной идеи. Насильственная смерть с её трагизмом прерывает развитие этого процесса... Во всяком случае, укреплению русской свободы это событие едва ли может содействовать". (Можно немножко поудивляться аккуратному дипломатическому тону, который взяла кадетская печать, и обтекаемости выражений, об этом иронически писал позднее Троцкий: кадеты "пытались взять "лояльный" тон, поджимая хвост между задних ног"). Публицист газеты П. Арзубьев замечал о покойном царе: "Он не только Россию привел на край пропасти, но и династию свою погубил и уронил в грязь самую идею монархии".
Сходную оценку давала и беспартийная петроградская газета "Вечерние огни": "Убив Николая второго, убил ли уральский совдеп вместе с ним идею монархизма? Конечно, нет. К сожалению, он ее безмерно возвеличил. Николай второй в заточении, Николай второй в расстрелянии станет мучеником. И весьма возможно, что сознание народных масс отпустит ему, мертвому, расстрелянному, многие и многие грехи, коих живому не забыло бы никогда".
Выходила, как и в наши дни, бульварная "жёлтая" пресса, которая мгновенно подхватила "жареную" тему расстрела бывшего императора и стала печатать картинки этого события. Вот Николай на рисунке стоит у стенки и, закрыв глаза, падает на землю от выстрелов отряда красноармейцев... Ничего общего с исторической реальностью, как мы её знаем, эти картинки, разумеется, не имели.
Ещё из привычных нам сегодня действующих лиц публичной политики присутствовала в той России июля 1918 года, разумеется, и церковь. Патриарх Тихон во всеуслышание, выступая перед толпой прихожан, осудил расстрел Николая II. В церквах стали служить панихиды по "невинно убиенному" государю, куда стекалась белогвардейская публика, офицеры и буржуа. Ещё немножко — и царя уже тогда, в 1918 году, провозгласили бы святым. Но — и здесь начинаются отличия от нашей реальности — в дело вмешалась революционная власть. Она поступила жёстко: просто запретила подобные панихиды, наплевав на "свободу вероисповедания".
А расстрел царя простой народ, между прочим, поддержал. Об этом мы имеем, среди прочего, такое свидетельство, как мемуары бывшего премьер-министра графа Владимира Коковцова. "На всех, кого мне приходилось видеть в Петрограде, — писал он, — это известие произвело ошеломляющее впечатление: одни просто не поверили, другие молча плакали, большинство просто тупо молчало. Но на толпу, на то, что принято называть "народом" — эта весть произвела впечатление, которого я не ожидал. В день напечатания известия я был два раза на улице, ездил в трамвае и нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями... Самые отвратительные выражения: "давно бы так", "ну-ка — поцарствуй еще", "крышка Николашке", "эх, брат Романов, доплясался", — слышались кругом...".
Вообще, присутствие в обществе сильной революционной власти, партии большевиков, поддержанной народом — это что-то для нас невиданное и небывалое. Поскольку в нашей реальности ничего подобного нет... Можно сказать, что у нас в пост-СССР сейчас тоже вялотекущий 1918 год — но без большевиков. Именно большевики сумели вытащить страну из той ямы, в которую её погрузило правление святого Никки и трёхлетняя мировая бойня. Для этого им потребовались весьма жёсткие меры, включая и то, что было сделано в Екатеринбурге. Но не стоит забывать, что в тот момент против них шёл практически весь мир, разворачивался, по чеканному определению Уинстона Черчилля, "поход 14 держав" против Советской России. И спасти положение без отчаянных военно-революционных мер было невозможно. Им это удалось — честь им и хвала. А вот кто сумеет вытащить из нынешней глубочайшей ямы постсоветское общество, и найдётся ли вообще такая сила — это действительно вопрос...
|
</> |