У буси гостила её подруга по университету, доктор наук -
vita_colorata — 23.06.2014 У буси гостила её подруга по университету, доктор наук - языковед. Перетирали о прошлых институтских временах. Всегда поражаюсь, насколько общество было пропитано идеологией, как она внедрялась и сколько было людей искренне верящих в правильность политики партии. И это доносительство, которое было повсеместным. Юлия Сергеевна вспоминала про то, какие проблемы были у неё на защите потому что на неё "стукнули", она считалась "неблагонадежной". И , когда подруга ей сказала, что знает, кто это сделал, она ответила :" Я не хочу знать, мне придется с этим человеком здороваться."А потом рассказывала про преподавателя, с которым работала по распределению в пед.институте. Про то, как он убеждал студентов, что Каштанка бросила новых хозяев, где ей было тепло и сытно , и вернулась к мальчику, потому что у неё было "классовое чутье". Мальчик - представитель рабочего класса, передового, а клоун - это богема.
Так и я росла, под советы родителей:" Учись хорошо, тебе на экзаменах поблажек не будет, увидят, что родители не рабочий класс, а интеллигенция." И в анкетах при вступлении в институт, действительно, нужно было написать социальное происхождение.
Родители знали об этом не по наслышке, много лет они подрабатывали летом на вступительных экзаменах в университет. Мама принимала литературу, отец проверял сочинения. Еще он работал в экзаменационной комиссии в техническом вузе. Там было еще строже, поскольку были факультеты с секретностью. На экзамен приносили список абитуриентов, против многих фамилий были уже проставлены черные и красные крестики. Красные - блатные, черные - те, кого надо завалить. Отец, правда, плевал на все эти обозначения. Так же существовали разнарядки, по которым нужно было обеспечить правильный состав студенчества. Определенный процент отводился детям колхозников, рабочего класса и интеллигенции. Таким образом, считалось, что талантливые дети из простых семей могли получить образование, потому что им сложно было выдержать конкуренцию с детьми из ленинградских школ. Я училась в физ-мат школе и помню разговоры про то, что школу закроют, чтобы не было неравенства в образовании.
Когда-то в петербургском университете, образованном еще при Петре Первом, учились дети дворянского сословия. Университет был тогда практически " турфирмой", студенты уезжали учиться за границу. Потом появились педагоги- немцы. Потом такие, как Михаил Ломоносов. И существовал бессословный университет Москвы, где Ломоносов ввел принцип " а чей ты сын, в том нет нужды". Сам он хорошо демонстрировал то, что выходец из простых слоев может стать большим ученым.
И вот, после революции, университеты стали принимать студентов по идеологическому принципу, прикрываясь справедливостью по отношению к детям из глубинки. Ходил анекдот про то, как сантехник говорил профессору:" Мой сын станет профессором,а твой сантехником. " На что профессор отвечал: " Зато мой внук станет профессором, а твой - сантехником".
Понятие справедливости очень относительно, она бывает ангажированной. И есть ли справедливость вообще...
|
</> |