Творец и оценка


На успехи в генерации текстов и картинок нейросетями можно посмотреть как на завершение давнего процесса, достижения дна. Ещё не совсем, но уже почти.
Кто-то творит, кто-то оценивает. Так было всегда. Однако роль оценивающего постоянно менялась с развитием средств коммуникации. Сначала возможность публично оценивать произведение была привилегией. Чтобы публиковать свою оценку, нужно было самому что-то из себя представлять: быть признанным критиком или обладать влиянием, например, быть редактором газеты или публичной фигурой, чьим мнением интересуются. С распространением сети и всяческих платформ для публикации ситуация изменилась: оценка творцов и их творений стала не привилегией, а просто возможностью.
Я когда-то размышлял, как техническая возможность публично оценивать влияет на ЖЖ и другие платформы и на отношения автор/читатель вообще. Тогда я видел разные сценарии, но это было давно. Сейчас уже довольно явно, что на большинстве платформ возможность оценивать приводит к тому что читатель (или потребитель контента) становится главным и ощущает моральное право требовать с автора. Но некоторые платформы, типа bash.org, Habr или Pikabu пошли дальше и там оценка стала не просто привилегией или возможностью, она стала моральной обязанностью, которой сознательный человек не должен пренебрегать, иначе без отсеивания оценкой ресурс захлестнет поток шлака от графоманов и прочих самовыражающихся. Контекстная реклама и рекомендательные системы всё усугубили, сделав оценку необходимостью. Все мы знаем, что гугл и прочие ютубы любой намёк на то что тебе что-то нравится воспринимает как руководство к действию, и в наших же интересах не вводить их в заблуждение, явным образом плюсуя, минусуя, подписываясь и отписываясь. Общее количество методов оценки увеличивается, и если оценка хотя бы минимально влияет на автора, он становится ещё более от неё зависим.
Казалось бы, куда дальше? А вот, нейросети подъехали. Генерируем запрос - смотрим, нравится-не нравится. Нравится - используем/выкладываем. Оценка стала не просто методом регулирования творчества автора. Оценка, собственно, стала заменой автора. Тот кто отсмотрел кучу бреда, сгенерированного нейросетью, и выбрал жемчужины, может принимать на свой счёт лавры творца. Оценка сначала всё сильнее регулировала авторов, а потом и вовсе их заменила.
Дальше тенденция продолжаться уже не может, это дно. Конечно, до него надо ещё доплыть, но конец прекрасно виден. Поэтому дальше должно случиться некое качественное изменение, слом парадигмы. Ведь творческое начало в человеке никуда не денется, даже с учётом деградации и всяческой демотивации. И роль оценки и оценивающих в отношении творческого человека тоже должна измениться кардинально. Поживём-увидим.
P.S. Есть пару новых видео. Продолжение разбора Гарри Поттера и лекция по темпористике. В следующий пост вставлю.
|
</> |