Тви и фб переполнены обсуждением того факта, что Патриарх

Это правда выглядит довольно неожиданно. Неожиданно звучат также слова соавтора Патриарха, г-на Хлопецкого, известного мастера единоборств: "Я был тренером и мучился над вопросом, как научить подопечных ответственно относиться к своим умениям. Самые простые вроде бы вещи: дети с удовольствием занимаются боевыми искусствами, а что с ними будет происходить за пределами спортивного зала?"
Мне странно это слышать. Если речь идет о восточных боевых искусствах, мы понимаем, что все физические практики в них базируются на внутренней духовной практике, а также на определенном мировоззрении и этике, и именно на ее основе сформированы кодексы - в которых давным-давно прописаны и те самые правила поведения за пределами спортзала, и та самая ответственность за применение боевых навыков в обычной жизни. Как тренер может этого не знать?
Поэтому, читая, как он мучился над вопросом, ответ на который давно известен, думаешь: или лукавит - или не знаком с основами своей дисциплины. Ни то, ни другое его не красит.
Но все встает на свои места, когда выясняется, что г-н Хлопецкий - мастер не по дзю-до, а по самбо.
Потому что дзю-до и самбо, оказывается, совсем не одно и то же. А происхождение системы самбо и вообще биография создателя этой системы, легендарного Василия Ощепкова, - это просто детективный роман и одновременно сюжет блокбастера, достойный то ли Акунина, то ли вовсе Пелевина.
Только представить себе: сын сахалинской каторжанки, сирота вдруг встречается с архиепископом Николаем, попадает в духовную семинарию в Киото, начинает там заниматься дзю-до (что само по себе, чесслово, кажется довольно невероятным), проходит отбор в Кодокан, становится первым русским, получившим чёрный пояс... В 1914 возвращается на родину и начинает преподавать и пропагандировать дзю-до, - а после 1917-го начинает сотрудничество с советской властью и становится разведчиком. При этом покупает кинопроектор и становится как бы кинобизнесменом, с этим прикрытием работает на Дальнем Востоке - а потом и в Японии (мне тут сразу вспоминается песенка "Синема-синема-синема, от тебя мы без ума" в исполнении Андрея Миронова)
Какая фактура! шпион с кинопроектором! в Японии! еще и дзюдоист!
В общем, авантюрный роман как он есть, и даже как-то странно, что по этой головокружительной биографии еще не снят фильм. Всего 44 года прожил человек, но каких!
Интересна и та часть его истории, которая связана с созданием самбо. Он вернулся в Союз в 1926-м и вплотную занялся развитием своей собственной системы, - как отмечает источник, безо всякой связи с канонической японской школой. Фраза "Ощепков безо всяких колебаний отбрасывал "антикварные ценности" и решительно обновлял технику борьбы" многое говорит о том, как это происходило.
Ну, и интересно спросить тех, кто занимался и дзю-до, и самбо - есть между ними прежде всего идеологические отличия? в смысле, есть ли у борцов-самбистов собственный кодекс чести, не позволяющий, например, применять силу против слабого? То есть, не выкинул ли Ощепков из самбо вместе с антикварными ценностями философию дзю-до? иначе откуда бы могли возникнуть у тренера вопросы, как привить ученикам, понимаете, ответственность за пределами спортзала? И каким образом могла появиться идея воспитывать бойцов, владеющих "приемами очень опасной борьбы", в православном духе?
По мне, так восточные единоборства целостны по своей природе, воспитывают полностью осознанных воинов и не нуждаются во внедрении в их сознание какого-то специального дополнительного софта, например, христианского. Это раз. Больше того, мне кажется, боевые искусства вообще как-то не очень монтируются с христианством. Особенно с Нагорной проповедью. И особенно с заповедью "Не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". Это два.
Но может быть, я неправа? а может, самбо - это совсем отдельная боевая система, созданная Ощепковым как уже вполне советским человеком; может, она правда этически недостаточна? и действительно надо приспособить к ней какую-то духовность?
Хочется же понять, отчего так мучился тренер Хлопецкий.
В любом случае, меня живо заинтересовал вот этот удивительный союз боевых искусств и православия, такой, знаете, Путь Богомола. Кстати, он возник вовсе не сегодня. Книжка Хлопецкого про Ощепкова "И вечный бой" вышла еще в 2003 году, и тогдашний митрополит Кирилл принял в ее создании активное участие. По-моему, все это обязательно надо добыть и прочитать.