Тверская мозаика: райцентры и глухомань
kuba — 05.02.2024 После насыщенного дня мы отправились в Бежецк, где собирались провести вечер и переночевать. Об этом чудесном городе я рассказывала уже несколько раз. Но произошедшие в Бежецке перемены требовали новой прогулки по городу. Кое-что осмотрели на подъезде к городу (неизвестная часовня на кладбище в Степышво (1860-1870-е гг) и на окраине (церковь Благовещения Богородицы в Княжево (1776-1781 гг), где, несмотря на заброшенность, в большом объеме сохранились прекрасные масляные росписи кон. XIX в).Прекрасный Кафедральный собор Спасе Нерукотворного, выстроенный в 1895-1898 году, не закрывался в годы СССР: так что здесь есть что посмотреть и внутри. Но именно этим летом здесь шла масштабная реставрация.
Степышево. Неизвестная часовня на кладбище (1860-1870-е гг).
Памятник балалайке в Бежецке неслучаен: здесь родился В.Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов. Ну а это уже классика - психоделический памятник семейству Гумилевых.
А самый красивый в Бежецке дом Неворотиных (нач. ХХ в) продолжает разрушаться.
Атланты дома Неворотиных.
И фигуры с крыши.
Памятники музыканту В. Андрееву (перед музеем) и писателю В. Шишкову (в городском парке).
Торговые ряды 1780-1820-х гг.
Дом Тугаринова нач. ХХ в на ул. Большая.
Вот по такой классической российской провинциальной улице мы ехали к Спасскому собору.
Собор Спаса Преображения (1895-1898 гг) имеет форму ротонды.
Интерьер собора, который не закрывался.
Изящный боковой иконостас.
Распятие и росписи собора.
Часовня-усыпальница кон. XIX в на кладбище у собора. Старые надгробия на кладбище.
Еще одно нетривиальное старинное надгробие.
Княжево. Церковь Благовещения Богородицы (1776-1781 гг).
Внутри сохранились очень пристойного качества масляные росписи кон. XIX в. Собор Пресвятой Богородицы.
Интерьер трапезной храма.
Этот сюжет я не распознала.
Нагорная проповедь.
Росписи свода церкви Благовещения.
Распятие Христа на кресте.
Распятие с предстоящими.
Встреча в Эммаусе (?)
Судя по всему, какое-то исцеление.
Жены-мирноносицы у гроба Господня.
Явление Христа Марии Магдаине (Не прикасайся ко мне).
Евангелист Матфей и Бегство в Египет.
Избиение младенцев.
Росписи кон. XIX в в Благвещенской церкви в Княжево, что под Бежецком.
Ремонта дождались и многие исторические здания Бежецка - например, здание бывшего городского училища, в котором сейчас работает местный историко-краеведческий музей, а также музей, посвященный писателю Вячеславу Шишкову и музыканту и создателю оркестра русских инструментов Василию Андрееву. Историческая экспозиция вновь открывшегося музея очень хороша. Начинается она с археологии, в составе которой есть настоящие уникальные экспонаты (например, женский головной убор волосник с итальянским золотым кружевом кон. XVI века).
Очень неплоха коллекция народного искусства, есть небольшой дворянский зал. Отдельно представлена мебель из дома Неворотиных - самого красивого здания города, выстроенного в нач ХХ в на ул. Большой. А сам этот дом, к сожалению, ремонта так и не дождался и потихоньку разрушается в центре города. Его передали на баланс местного музея, но денег на восстановление нужно просто дофига.
Редчайший экспонат - женский волосник с итальянским золотым кружевом кон. XVI века-нач. XVII вв. Рядом фото раскопанного захоронения, где он был найден.
Музей, недавно открывщийся после реставрации, расположен в здании городского училища XIX в.
У музея два здания: в одном мемориальная экспозиция, посвященная В.Шишкову и В. Андрееву,...
...в другом - краеведческая.
Изразцы XVIII в.
Чернолощеный кувшинчик XV-XVII вв. Детали фино-угорского женского костюма (IX-XII вв).
Украшения и пуговицы XIV-XVII вв. Сарафан и рубаха XIX в.
Детали головных уборов XIX в. Чудесный расписной факт XIX в.
Женские народные костюмы кон. XIX в.
Головной убор кон. XIX в. Расписные прялки того же времени.
Праздничный ковш (кон. XIX - нач. ХХ вв).
Расписные конские дуги XIX в.
Крестьянская мебель - стол.
Редкое изобржение на мережке оленей. Есть версия, что когда-то в Бежецком цезде практиковалось оленеводство.
А это традиционные северные мотивы в вышивке. Стеклянные бутыли нач. XX в.
Печной изразец кон. XIX в.
Подсвечник, напрестольный крест и потир XIX в. Мебель и портреты из имения Борисково семьи Кузьминых-Караваевых.
Интерьер кабинета управляющего из дома Неворотиных.
Деталь стола с кадра выше.
Старая фотокамера с объективом кон. XIX в.
Вышневолоцкий район в этот раз получился продолжением темы Тверской Карелии. В начала ХХ в в селе Заборовье 2/3 населения составляли тверские карелы. Впрочем, ехали мы сюда не за карельским колоритов (которого здесь нет), а к сохранившемуся храму Петра и Павла, выстроенному в камне в 1788 году. К счастью, его двери оказались не пареты: нам удалось осмотреть сохранившиеся в интерьере темперные (по виду) росписи XIX в. По мастерству они уступаюк княжевским, но тоже весьма неплохи. Единственное неудобство - крайне сомнительной крепости кирпичная кладка. Валяющиеся на земляном полу в изобилии кирпичи, выпавшие со сводов, не внушали большого желания задерживаться здесь надолго.
В Вышний Волочек толком не заезжали. Единственную остановку сделали у сохранившегося дома создаеля Вышневолоцкой водной системы Михаила Сердюкова. Об этом крайне интересном персонаже русской истории I пол. XVIII века я несколько раз рассказывала в этом журнале (мы даже как-то ходили на его могилу). Сейчас же просто хотели убедиться, что постройки нач. ХVIII века (главный дом, флигели, обелиск) все еще стоят на частной территории на берегу Цнинского водохранилища, все еще доступны для осмотра и все еще не дождались ретаврации.
Церковь Петра и Павла (1788 г) стоит в бывшей карельской деревне Заборовье.
Колокольня Петропавловской церкви в Заборовье. Витражи в храме.
Интерьер церкви: алтарная стена.
...сохранил академические росписи кон. XIX в.
Крещение Христа.
Встреча в Эммаусе.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Явление Христа апостолам.
Благовещение.
Поклонение волхвов.
Симеон-Богоприимец.
А сейчас в Заборовье работает горнолыжный курорт, трассы и окрестности которого живописны даже летом.
На окраине Вышнего Волочка сохранилась усадьба создателя Вышневолоцкой водной системы селенгинского бурята по происхождению М.И. Сердюкова ( I пол. XVIII в).
Дом обшарпан и по виду заброшен, но стиль петровского барокко угадывается в нем легко.
Обелиск в честь посещения усадьбы Петром I (нач. XVIII в).
Флигель усадьбы того же времени.
А это церковь Космы и Дамиана из села Кемцы (1814 г) отдаленного Бологовского района.
Не могу сказать, что мы гоняемся за труднодоступными объектами - мне, например, желательно, чтобы место, куда мы планируем добраться, было еще и интересным и имело какую-то изюминку. В Тверской области этот синтез получился: самый труднодоступный храм области оказался совершенно нетривиальным.
Когда-то в Новоселках Оленинского района (сейчас это урочище) работал стекольный завод, выстроенный Ю.С. Нечаевым-Мальцовым - владельцем предприятий такого же профиля в Дятьково и Гусе-Хрустальном. На его же средства в селе в 1895-1898 гг и был выстроен великолепный кирпичный храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Проект был заказан знаменитому тогда архитектору Леонтию Бенуа, так что здание, действительно, получилось нетривиальным. Формы Софийской церкви, выстроенной в новогородском стиле, получились очень гармоничными. Стены украшены фигурной кирпичной кладкой. Золоченый крест, венчающий купол, не смогли снять ни большевики, ни немцы в годы войны (последние, по легенде, его даже танком тянули - но он не поддался).
Собственно, только церковь и дожила до наших дней - причем, в весьма хорошем состоянии, благодаря использованным при строительстве качественным материалам. Завод был малоприбыльным уже при его основании, но по гуманитарным соображениям хозяин его не закрывал (здесь работало около 200 человек). Впрочем, самый известный благотворительный проект Ю.С. Мальцова-Нечаева - ГМИИ им. Пушкина (Цветаевский музей) - обошелся ему сильно дороже. После революции предприятие остановилось и было быстро растащено местными жителями, так что лет через 10 возвродить его уже не смогли. Наверное, после этого село Новоселки было обречено и исчезло достаточно давно.
Сейчас всем, у кого нет вездехода, сюда придется идти около 7 км пешком от ближайшей проезжей дороги (грейдер Оленино-Воротьково) сначала по грязной лесной лесовозке, потом по глубокой заполенной водой тракторной колеее по лесу. Через несколько километров дорога неожиданно выводит к вполне ухоженной усадьбе на месте бывшей деревни Гончаровка. Двое молодых людей, которых мы здесь встретили (они же отогнали от нас двух злющих собак, охранявших территорию), рассказали, что добираются сюда на серьезного вида каракате - но явно не той дорогой, которой шли мы. Когда-то в этом глухом месте жила отшельницей женщина из Финляндии, но она несколько лет назад умерла. От Гончаровки до Софийской церкви идти еще около километра по глубоким мокрым колеям, оставленным вездеходом. Именно здесь мы обнаружили медвежьи следы - наличие этих хищников также подтвердили хозяева из Гончаровки.
Ходили мы в Новоселки прекрасным погожим осенним днем, которых прошлая осень подрила нам немало. Излишне говорить, что мы спешили, поскольку день в это время года уже не такой длинный, а нам еще предстоял обратный путь домой. Тем не менее, лес в этих местах настолько глухой и малопосещаемый, что грибы сами буквально прыгали нам в руки. Мы без труда набрали полный рюкзак, хотя совершенно не планировали этого делать.
Урочище Новоселки. Церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (1895-1898 гг) выстроена по проекту видного архитектора Леонтия Бенуа.
Дорога в Новоселки - это еще лесовозка.
А здесь мы уже вошли в лес. Как видите, трактор здесь ходил, но очень давно.
Деревня Гончаровка, где обитаема одна усадьба - и то только летом.
После Гончаровки приходится идти вот по таким глубоким колеям. Вернее, тщательно их обходить.
Остатки отдельно стоящей звонницы Софийской церкви (1895-1898 гг).
Софийский храм сложен из красного кирпича, но отделам белокаменными вставками.
Из белого же камня сложены и его порталы.
Детали церкви - несгибаемый крест и декор апсиды.
|
</> |