Тверская мозаика: райцентры и глухомань

топ 100 блогов kuba05.02.2024 После насыщенного дня мы отправились в Бежецк, где собирались провести вечер и переночевать. Об этом чудесном городе я рассказывала уже несколько раз. Но произошедшие в Бежецке перемены требовали новой прогулки по городу. Кое-что осмотрели на подъезде к городу (неизвестная часовня на кладбище в Степышво (1860-1870-е гг) и на окраине (церковь Благовещения Богородицы в Княжево (1776-1781 гг), где, несмотря на заброшенность, в большом объеме сохранились прекрасные масляные росписи кон. XIX в).
Прекрасный Кафедральный собор Спасе Нерукотворного, выстроенный в 1895-1898 году, не закрывался в годы СССР: так что здесь есть что посмотреть и внутри. Но именно этим летом здесь шла масштабная реставрация.

Степышево. Неизвестная часовня на кладбище (1860-1870-е гг).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Памятник балалайке в Бежецке неслучаен: здесь родился В.Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов. Ну а это уже классика - психоделический памятник семейству Гумилевых.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

А самый красивый в Бежецке дом Неворотиных (нач. ХХ в) продолжает разрушаться.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Атланты дома Неворотиных.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

И фигуры с крыши.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Памятники музыканту В. Андрееву (перед музеем) и писателю В. Шишкову (в городском парке).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Торговые ряды 1780-1820-х гг.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Дом Тугаринова нач. ХХ в на ул. Большая.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Вот по такой классической российской провинциальной улице мы ехали к Спасскому собору.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Собор Спаса Преображения (1895-1898 гг) имеет форму ротонды.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Интерьер собора, который не закрывался.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Изящный боковой иконостас.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Распятие и росписи собора.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Часовня-усыпальница кон. XIX в на кладбище у собора. Старые надгробия на кладбище.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Еще одно нетривиальное старинное надгробие.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Княжево. Церковь Благовещения Богородицы (1776-1781 гг).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Внутри сохранились очень пристойного качества масляные росписи кон. XIX в. Собор Пресвятой Богородицы.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Интерьер трапезной храма.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Этот сюжет я не распознала.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Нагорная проповедь.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Росписи свода церкви Благовещения.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Распятие Христа на кресте.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Распятие с предстоящими.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Встреча в Эммаусе (?)
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Судя по всему, какое-то исцеление.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Жены-мирноносицы у гроба Господня.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Явление Христа Марии Магдаине (Не прикасайся ко мне).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Евангелист Матфей и Бегство в Египет.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Избиение младенцев.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Росписи кон. XIX в в Благвещенской церкви в Княжево, что под Бежецком.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Ремонта дождались и многие исторические здания Бежецка - например, здание бывшего городского училища, в котором сейчас работает местный историко-краеведческий музей, а также музей, посвященный писателю Вячеславу Шишкову и музыканту и создателю оркестра русских инструментов Василию Андрееву. Историческая экспозиция вновь открывшегося музея очень хороша. Начинается она с археологии, в составе которой есть настоящие уникальные экспонаты (например, женский головной убор волосник с итальянским золотым кружевом кон. XVI века).
Очень неплоха коллекция народного искусства, есть небольшой дворянский зал. Отдельно представлена мебель из дома Неворотиных - самого красивого здания города, выстроенного в нач ХХ в на ул. Большой. А сам этот дом, к сожалению, ремонта так и не дождался и потихоньку разрушается в центре города. Его передали на баланс местного музея, но денег на восстановление нужно просто дофига.

Редчайший экспонат - женский волосник с итальянским золотым кружевом кон. XVI века-нач. XVII вв. Рядом фото раскопанного захоронения, где он был найден.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Музей, недавно открывщийся после реставрации, расположен в здании городского училища XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

У музея два здания: в одном мемориальная экспозиция, посвященная В.Шишкову и В. Андрееву,...
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

...в другом - краеведческая.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Изразцы XVIII в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Чернолощеный кувшинчик XV-XVII вв. Детали фино-угорского женского костюма (IX-XII вв).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Украшения и пуговицы XIV-XVII вв. Сарафан и рубаха XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Детали головных уборов XIX в. Чудесный расписной факт XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Женские народные костюмы кон. XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Головной убор кон. XIX в. Расписные прялки того же времени.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Праздничный ковш (кон. XIX - нач. ХХ вв).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Расписные конские дуги XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Крестьянская мебель - стол.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Редкое изобржение на мережке оленей. Есть версия, что когда-то в Бежецком цезде практиковалось оленеводство.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

А это традиционные северные мотивы в вышивке. Стеклянные бутыли нач. XX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Печной изразец кон. XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Подсвечник, напрестольный крест и потир XIX в. Мебель и портреты из имения Борисково семьи Кузьминых-Караваевых.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Интерьер кабинета управляющего из дома Неворотиных.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Деталь стола с кадра выше.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Старая фотокамера с объективом кон. XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Вышневолоцкий район в этот раз получился продолжением темы Тверской Карелии. В начала ХХ в в селе Заборовье 2/3 населения составляли тверские карелы. Впрочем, ехали мы сюда не за карельским колоритов (которого здесь нет), а к сохранившемуся храму Петра и Павла, выстроенному в камне в 1788 году. К счастью, его двери оказались не пареты: нам удалось осмотреть сохранившиеся в интерьере темперные (по виду) росписи XIX в. По мастерству они уступаюк княжевским, но тоже весьма неплохи. Единственное неудобство - крайне сомнительной крепости кирпичная кладка. Валяющиеся на земляном полу в изобилии кирпичи, выпавшие со сводов, не внушали большого желания задерживаться здесь надолго.
В Вышний Волочек толком не заезжали. Единственную остановку сделали у сохранившегося дома создаеля Вышневолоцкой водной системы Михаила Сердюкова. Об этом крайне интересном персонаже русской истории I пол. XVIII века я несколько раз рассказывала в этом журнале (мы даже как-то ходили на его могилу). Сейчас же просто хотели убедиться, что постройки нач. ХVIII века (главный дом, флигели, обелиск) все еще стоят на частной территории на берегу Цнинского водохранилища, все еще доступны для осмотра и все еще не дождались ретаврации.

Церковь Петра и Павла (1788 г) стоит в бывшей карельской деревне Заборовье.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Колокольня Петропавловской церкви в Заборовье. Витражи в храме.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Интерьер церкви: алтарная стена.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

...сохранил академические росписи кон. XIX в.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Крещение Христа.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Встреча в Эммаусе.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Сошествие Святого Духа на апостолов.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Явление Христа апостолам.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Благовещение.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Поклонение волхвов.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Симеон-Богоприимец.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

А сейчас в Заборовье работает горнолыжный курорт, трассы и окрестности которого живописны даже летом.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

На окраине Вышнего Волочка сохранилась усадьба создателя Вышневолоцкой водной системы селенгинского бурята по происхождению М.И. Сердюкова ( I пол. XVIII в).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Дом обшарпан и по виду заброшен, но стиль петровского барокко угадывается в нем легко.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Обелиск в честь посещения усадьбы Петром I (нач. XVIII в).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Флигель усадьбы того же времени.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

А это церковь Космы и Дамиана из села Кемцы (1814 г) отдаленного Бологовского района.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Не могу сказать, что мы гоняемся за труднодоступными объектами - мне, например, желательно, чтобы место, куда мы планируем добраться, было еще и интересным и имело какую-то изюминку. В Тверской области этот синтез получился: самый труднодоступный храм области оказался совершенно нетривиальным.
Когда-то в Новоселках Оленинского района (сейчас это урочище) работал стекольный завод, выстроенный Ю.С. Нечаевым-Мальцовым - владельцем предприятий такого же профиля в Дятьково и Гусе-Хрустальном. На его же средства в селе в 1895-1898 гг и был выстроен великолепный кирпичный храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Проект был заказан знаменитому тогда архитектору Леонтию Бенуа, так что здание, действительно, получилось нетривиальным. Формы Софийской церкви, выстроенной в новогородском стиле, получились очень гармоничными. Стены украшены фигурной кирпичной кладкой. Золоченый крест, венчающий купол, не смогли снять ни большевики, ни немцы в годы войны (последние, по легенде, его даже танком тянули - но он не поддался).
Собственно, только церковь и дожила до наших дней - причем, в весьма хорошем состоянии, благодаря использованным при строительстве качественным материалам. Завод был малоприбыльным уже при его основании, но по гуманитарным соображениям хозяин его не закрывал (здесь работало около 200 человек). Впрочем, самый известный благотворительный проект Ю.С. Мальцова-Нечаева - ГМИИ им. Пушкина (Цветаевский музей) - обошелся ему сильно дороже. После революции предприятие остановилось и было быстро растащено местными жителями, так что лет через 10 возвродить его уже не смогли. Наверное, после этого село Новоселки было обречено и исчезло достаточно давно.

Сейчас всем, у кого нет вездехода, сюда придется идти около 7 км пешком от ближайшей проезжей дороги (грейдер Оленино-Воротьково) сначала по грязной лесной лесовозке, потом по глубокой заполенной водой тракторной колеее по лесу. Через несколько километров дорога неожиданно выводит к вполне ухоженной усадьбе на месте бывшей деревни Гончаровка. Двое молодых людей, которых мы здесь встретили (они же отогнали от нас двух злющих собак, охранявших территорию), рассказали, что добираются сюда на серьезного вида каракате - но явно не той дорогой, которой шли мы. Когда-то в этом глухом месте жила отшельницей женщина из Финляндии, но она несколько лет назад умерла. От Гончаровки до Софийской церкви идти еще около километра по глубоким мокрым колеям, оставленным вездеходом. Именно здесь мы обнаружили медвежьи следы - наличие этих хищников также подтвердили хозяева из Гончаровки.

Ходили мы в Новоселки прекрасным погожим осенним днем, которых прошлая осень подрила нам немало. Излишне говорить, что мы спешили, поскольку день в это время года уже не такой длинный, а нам еще предстоял обратный путь домой. Тем не менее, лес в этих местах настолько глухой и малопосещаемый, что грибы сами буквально прыгали нам в руки. Мы без труда набрали полный рюкзак, хотя совершенно не планировали этого делать.

Урочище Новоселки. Церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (1895-1898 гг) выстроена по проекту видного архитектора Леонтия Бенуа.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Дорога в Новоселки - это еще лесовозка.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

А здесь мы уже вошли в лес. Как видите, трактор здесь ходил, но очень давно.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Деревня Гончаровка, где обитаема одна усадьба - и то только летом.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

После Гончаровки приходится идти вот по таким глубоким колеям. Вернее, тщательно их обходить.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Остатки отдельно стоящей звонницы Софийской церкви (1895-1898 гг).
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Софийский храм сложен из красного кирпича, но отделам белокаменными вставками.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Из белого же камня сложены и его порталы.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Детали церкви - несгибаемый крест и декор апсиды.
Тверская мозаика: райцентры и глухомань

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Простите уж несколько эмоционально и ругательства старику простите тоже... :) Но чувствуется что этот человек действительно воевал, а не по тылам отсиживался. :) или ...
Художник Jason Kronenwald создаёт восхитительные картины знаменитостей из кусков жевательной резинки. ...
Какая свобода слова хороша, а какая плоха? Допустимы ли аморальные речи? Чьи чувства оскорблять можно, а чьи нельзя? Почему карикатуры на Сванидзе плохи, а на Христа хороши? Что священней свобода слова или право на жизнь? Хорошо ли убивать педофилов-убийц? И прочая, и прочая – мно ...
"Сегодня пенсионеры Луганска начали получать первые выплаты в отделениях Государственного банка ЛНР, очереди перед которыми пожилые люди по привычке занимали уже с 6 часов утра. "Хорошо, что дождь прекратился, а то бы вымокли все, - говорит кто-то в толпе перед входом. - Вымокли, но сто ...
              Со свойственной им искренностью, либералы, креаклы и просто картавые заботятся о сотнях тысяч людей, пришедших к "Дарам волхвов". Люди, далёкие от Веры и, тем более, от христианства, скорбят о "12-часовых" очередях, которые в слякоть ...