Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать

топ 100 блогов kiri2ll30.06.2021 30 июня 1908 года жители Сибири увидели «второе Солнце»: двигавшееся в северном направлении ослепительно яркое тело, чей свет в буквальном смысле обжигал. Затем оно взорвалось в районе бассейна реки Подкаменная Тунгуска. Взрыв повалил деревья на огромной территории, вызвав лесной пожар и выбив стекла в домах, расположенных на расстоянии в несколько сотен километров от эпицентра. Если бы подобное событие произошло в наше время, то очевидцы, скорее всего, приняли бы его за начало третьей мировой войны. А в 1908 году многие подумали, что стали свидетелями второго пришествия.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать

Сейчас мы знаем, что причиной всего случившегося стало разрушение вошедшего в земную атмосферу небесного тела, которое прозвали Тунгусским метеоритом. И хоть с тех пор прошло уже 113 лет, события того далекого дня все еще привлекают пристальное внимание как ученых, так и многих простых обывателей. И тому есть целый ряд причин. Так что по случаю очередной годовщины Тунгусского феномена я написал для сайта канала «Наука» небольшой материал, в котором рассказывается о шесть интересных фактах, связанных с этим событием.

Первая экспедиция добралась до места взрыва лишь в 1921 году

Если бы падение Тунгусского метеорита случилось над населенной местностью, то оно наверняка бы изменило последующий ход мировой истории. Но все произошло практически над безлюдной территорией, где не было никаких поселений. Из-за этого событие попросту не вызвало особого интереса у современников.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Конечно, нельзя сказать, что падение Тунгусского метеорита прошло абсолютно незамеченным. О нем были опубликованы заметки в местных газетах, наблюдательные станции зафиксировали образовавшиеся в момент взрыва сейсмические волны, а в последующие дни в небе по всему миру наблюдались необычные оптические явления. Но властям Российской империи, только-только подавившим революционные выступления и имевшим множество нерешенных внутренних проблем, было совершенно не до изучения странного феномена. Так что о нем достаточно быстро забыли.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Лишь в 1921 году, во многом благодаря усилиям основателя советской метеоритики Леонида Кулика, к месту падения Тунгусского метеорита была направлена первая научная экспедиция. Позже он еще четырежды прочесывал этот район, пытаясь найти остатки небесного тела и изучая свидетельские показания очевидцев. Собранные экспедициями Кулика данные заложили фундамент для всех дальнейших попыток раскрыть тайну Тунгусского метеорита.

Взрыв Тунгусского метеорита был сравним с водородной бомбой

Поскольку мы не знаем и вряд ли когда-либо узнаем точные размеры и скорость Тунгусского метеорита, оценки мощности его взрыва отличаются достаточно большим разбросом цифр. Но, даже по самым консервативным подсчетам, он был сопоставим с подрывом 10 мегатонн тротила. По менее консервативным — речь идет о 30–40 мегатоннах в тротиловом эквиваленте. Для сравнения, мощность бомбы, уничтожившей Хиросиму, составляла «всего лишь» 15 килотонн.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Неудивительно, что добравшиеся до места взрыва исследователи обнаружили огромный вывал деревьев. Его ширина достигала 50 км, и он имел форму бабочки. Дальнейшие измерения показали, что общая площадь вывала составляла 2150 км², что вполне сопоставимо с площадью Москвы.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Если бы Тунгусский метеорит взорвался над крупным городом, то число его жертв, по всей видимости, измерялось бы многими тысячами. Но нам повезло. Согласно современным подсчетам, в зоне поражения находилось всего несколько десятков человек. По воспоминаниям очевидцев, многие из них получили серьезные травмы из-за ожогов и падения деревьев. Несколько пострадавших в итоге скончались из-за полученных травм. Но, учитывая огромные масштабы взрыва, можно смело утверждать, что человечество отделалось легким испугом.

Тунгусский метеорит не оставил кратера

Во время своих экспедиций Леонид Кулик надеялся найти воронку, оставшуюся после падения небесного тела, — что-то наподобие знаменитого Аризонского кратера. Однако ни ему, ни его последователям так и не удалось преуспеть в этих начинаниях. В районе предполагаемого эпицентра взрыва не обнаружилось никакого явного кратера.

Когда стало понятно, что кратера нет, была выдвинута новая гипотеза, которая затем стала доминирующей в научной среде. Согласно ей, Тунгусский метеорит взорвался в воздухе на высоте порядка 10–15 км. Нечто подобное, но в значительно меньшем масштабе мы могли наблюдать в 2013 году во время падения Челябинского метеорита.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Справедливости ради стоит сказать, что не все ученые согласились с подобной трактовкой. Существовало предположение, что Тунгусский метеорит (или хотя бы какая-то его часть) все же долетел до поверхности и оставил кратер, который затем заполнился водой. Главным подозреваемым долго являлось озеро Чеко, чья морфология подозрительно напоминала ударную формацию. Увы, несмотря на всю привлекательность этой гипотезы, анализы осадочных отложений со дна озера показали, что оно образовалось значительно раньше 1908 года и никак не может быть связано с Тунгусским метеоритом.

Ученые все еще спорят о природе Тунгусского метеорита

Тунгусский метеорит не только не оставил кратера — ни одной из многочисленных экспедиций так и не удалось найти хотя бы одного осколка, который бы неопровержимо относился к взорвавшемуся в 1908 году небесному телу. Поэтому с научной точки зрения термин «Тунгусский метеорит» является не вполне корректным, ведь метеоритами называют тела, которым удалось достичь земной поверхности. В англоязычных источниках феномен 1908 года чаще всего именуют Tunguska event, что можно перевести как «Тунгусское событие».

Неудача с поиском метеоритных осколков привели к пересмотру идей о строении космического гостя. Изначально считалось, что это был каменный астероид. Но со временем из-за отсутствия кратера и каких-либо явных фрагментов среди ученых набрала популярность кометная гипотеза, согласно которой небесный гость представлял собой кометное ядро. Это могло бы объяснить причину его хрупкости и последующее исчезновение обломков.

Впрочем, научная дискуссия по поводу природы Тунгусского события все еще далека от завершения. И уже упомянутый Челябинский метеорит в значительной степени поспособствовал ее оживлению. Собранные в результате его взрыва данные помогли астрономам усовершенствовать существующие модели, описывающие последствия падения небесных тел и механизм их разрушения. В результате проблема Тунгусского метеорита пережила своеобразный ренессанс.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Так, в 2019 году Исследовательский центр НАСА имени Эймса опубликовал результаты нового исследования природы Тунгусского метеорита. Ученые пришли к выводу, что с наибольшей долей вероятности он все же был не кометой, а каменным телом диаметром от 50 до 75 м, вошедшим в атмосферу на скорости 15 км/c. Кроме того, исследователи произвели переоценку частоты падения на Землю тел подобного размера. Если раньше считалось, что они происходят раз в несколько столетий, то теперь этот интервал увеличился до пары тысячелетий.

Существует множество альтернативных версий Тунгусского метеорита

Отсутствие кратера, осколков и незакрытые противоречия в кометной и астероидной теориях привели к возникновению множества альтернативных гипотез, на свой лад объясняющих природу Тунгусского феномена. Некоторые из них представляют собой развитие двух упомянутых выше основных теорий. Так, по одной из версий, Тунгусский метеорит был железным астероидом, который попросту пролетел по касательной через атмосферу или даже отрикошетил от нее.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Есть и множество более оригинальных гипотез. Как правило, они не имеют никакого научного обоснования, что, впрочем, не сильно смущает их приверженцев. По одной из альтернативных версий, Тунгусский метеорит на самом деле был черной дырой. По другой — состоял из антиматерии. По третьей — никакого космического тела вообще не существовало, а гигантский взрыв был вызван облаком природного газа. Или шаровой молнией. Или гигантской стаей комаров, в которую попала шаровая молния. А возможно, все это было неудачным экспериментом Николы Теслы?

Разумеется, не обошлось без вездесущих пришельцев. Впервые о том, что Тунгусский метеорит — это на самом деле взорвавшийся космический корабль, заговорили еще в 1940-х. Фантастам идея понравилась, и они принялись всячески ее развивать. Дело дошло до того, что в 1980-х годах журнал «Уральский следопыт» в числе требований, предъявляемых к предлагаемым для публикации фантастическим произведениям, упомянул: «Не рассматриваются произведения, в которых раскрывается тайна Тунгусского метеорита».

По некоторым оценкам, на сегодняшний день количество всех возможных гипотез о природе Тунгусского метеорита уже измеряется трехзначным числом. И в дальнейшем оно наверняка будет только увеличиваться. Как известно, люди любят нераскрытые тайны, а в истории Тунгусского метеорита все еще имеется ряд соблазнительных белых пятен, дающих возможность спекулировать о его природе.

День падения Тунгусского метеорита стал Международным днем астероида

Уфологи и фантасты являются далеко не единственными, кто эксплуатирует наследие Тунгусского метеорита. Многие астрономы активно используют его в качестве наглядной иллюстрации того, что может произойти, если мы не будем наблюдать за небом и отслеживать потенциально опасные объекты, угрожающие нашей планете.
Тунгусский метеорит: шесть интересных фактов, которые вы могли не знать
Так что вполне закономерно, что в 2016 году генассамблея ООН официально выбрала 30 июня в качестве Международного дня астероида. Теперь в этот день по всему миру проходят мероприятия, посвященные малым планетам Солнечной системы, проблемам их обнаружения и идентификации, а также защите Земли. Их основной целью является повышение информированности общественности об опасности столкновения с астероидами.

И эта политика приносит свои плоды. За последнее время интерес к астероидам и кометам значительно вырос. Уже в самые ближайшие годы мы увидим реализацию ряда космических миссий, целью которых станут разнообразные малые тела Солнечной системы — от троянских астероидов Юпитера до металлического астероида (16) Психея, считающегося осколком ядра протопланеты. А один из зондов и вовсе исполнит роль камикадзе и протаранит небольшой астероид. Это позволит отработать методику изменения орбит космических тел.

Так что, даже если мы никогда и не узнаем, чем же был Тунгусский метеорит, это не так уж и страшно. Он в любом случае оставил весьма внушительный след как в истории науки, так и в нашем мировоззрении. Благодаря Тунгусскому метеориту мы знаем, как важно вглядываться в небо в поисках нежелательных космических посланцев. Ведь в следующий раз их визит может иметь намного более серьезные последствия.