рейтинг блогов

"ТУМАН ВОЙНЫ": Обзор набора китайских военных шахмат – люжаньци с уникальной

топ 100 блогов skyruk24.11.2022

Некоторое время назад ко мне обратились представители компании «Русский медвежонок бизнес консалтинг» (惠州市俄熊喵商务信息咨询有限公司) с просьбой протестировать игровой комплект от китайского бренда «Giiker», разработчики которого в 2019 году выбросили на рынок первый Supercube – интерактивный кубик Рубика с электронной начинкой для сопряжения его со смартфоном. Компания же «Русский медвежонок» ведёт туристический бизнес, занимается оформлением виз в Китай, а также подборкой и поставкой товаров из Китая.
Я не сразу уразумел, в чём состоит эксклюзивность данного игрового набора. Нет, сама игра мне знакома – это люжаньци (陆战棋) или «Китайские военные шахматы». Я делал на неё обзор и даже какое-то время возил на игротеки в надежде продвинуть в массы, но безуспешно. Однако, ознакомившись с подробным описанием, я понял, что разработка китайских специалистов намного интереснее и перспективнее, чем кажется на первый взгляд, попросил выслать мне комплект для тестирования и вскоре оказался обладателем заветной жёлтой коробки.

ОПИСАНИЕ НОВИНКИ
Комплект моноблочный, размерами 330х230х25 мм, выполнен из чёрной, жёлтой и серой пластмассы. На чёрном поле рельефно обозначены 23 позиции для фишек плюс два «штаба» и пять «лагерей», выделенных жёлтыми накладками. На линии фронта три зоны соприкосновения. А вот там, где на обычном поле находятся непроходимые «горы», установлены два тестовых слота с контактами – главное новшество компании «Giiker».
В торцах доски находятся выдвижные ящички, где хранятся игровые фишки-тайлы размером 24х19х7 мм каждая; одни с жёлтой, другие с серой рубашкой. Ящички фиксируются защёлками. Никаких выключателей, кнопок и движущихся деталей на корпусе нет. Сборка качественная, ничего не скрипит, не гремит и не люфтит. Запаха пластмассы нет. Сбоку на стороне находится слот USB-S для зарядки батареи. К игре прилагается зарядный шнур; для зарядки подходит адаптер от любого смартфона.

О ПРАВИЛАХ
Военные шахматы популярны в Китае, однако мало известны среди европейцев. Люжаньци – игра с неполной информацией для двух игроков, гибрид покера, китайских «шахмат зверей» с элементами таких стратегических варгеймов, как «морской бой» и «слепые» сянци. В качестве обозначений здесь используются воинские звания – от сержанта до маршала, а условием победы является захват неприятельского штаба, где находится флаг.
Для игры применяется особая доска в виде карты с прочерченными на ней линиями дорог и железных дорог. На каждой её половине находятся:
- 23 позиции «солдат»;
- Пять «лагерей», обведённых кружками;
- Два «штаба» в основании доски;
- Две «горы» – препятствия на разделительной линии, через которые нельзя пройти;
По «дорогам» (тонкие линии) фишки могут двигаться только на соседнее поле. «Железные дороги» с характерным рисунком рельсов и шпал позволяют фишкам продвигаться на любое количество полей по прямой, а фишкам «Сапёров» – с поворотами.
У каждого игрока 26 фишек. Это (по убыванию):
- Один «Маршал». Бьёт всех, кроме «Мины» и «Гранаты» [далее подобная схема сохраняется с убыванием силы фишки];
- Один «Генерал-полковник»;
- Два «Генерал-лейтенанта»;
- Два «Генерал-майора»;
- Два «Полковника»;
- Два «Майора»;
- Три «Капитана»;
- Три «Лейтенанта»;
- Три «Сапёра». «Сапёр» бьёт только «Сапёра», зато может обезвредить «Мину»;
- Две «Гранаты». «Граната» ходит как простая фишка и уничтожает любую фишку при атаке (в том числе «Мину»), но при этом самоликвидируется. Не может захватить «Флаг»;
- Три «Мины». Не двигаются. При попытке её атаковать уничтожает любую фишку (кроме «Сапёра»), а сама остаётся на поле;
- Один «Флаг». Не двигается. Захват «Флага» противника означает победу. Кроме того, когда у игрока «погибает» «Маршал», игрок обязан раскрыть противнику местонахождение своего «Флага».

РАССТАНОВКА
Перед началом партии каждый игрок размещает фишки на своей половине доски. Он может видеть разметку своих фишек, но не противника. Стандартной расстановки нет, игрокам предоставлена полная свобода, однако есть ограничения:
- Изначально фишки не ставят в «лагеря»;
- «Флаг» размещается в одном из «штабов»; в другой игрок обязан поставить любую фишку по своему усмотрению;
- «Мины» можно размещать в одном из двух ближних к игроку рядов (в первом, где «штабы», или в соседнем с ним);
- «Гранаты» нельзя размещать в первом ряду.

ХОДЫ ФИГУР
Игроки ходят по очереди. Право первого хода определяется жребием.
- «Солдаты» и «Гранаты» ходят по линиям с одной «позиции» на другую, однако по «железной дороге» они могут передвигаться так далеко, как пожелает игрок, если движение идёт по прямой и на их пути нет других фишек.
- «Сапёр» при движении по «железной дороге» может поворачивать за один ход любое количество раз.
- Фишка в «лагере» находится в безопасности и не может быть атакована.
- Фишка, которая находится в «штабе» (или вошла в него), больше не двигается и остаётся там до конца партии.

ВЗЯТИЕ
Фишка высокого ранга бьёт фишку рангом ниже, делая ход на поле, занятое ею. Слабая считается сбитой, сильная остаётся на этом поле. Самая сильная фишка в игре – «Маршал» (если не считать таковыми «Мину» и «Гранату»), а самая слабая – «Сапёр».
- Если фишка атакует равную себе, с доски удаляются обе.
- Если «Граната» атакует любую фишку противника (или паче того фишка атакует «Гранату»), с доски удаляются обе.
- Любая фишка (кроме «Сапёра» и «Гранаты»), наткнувшись на «Мину», гибнет, но, если мину атаковал «Сапёр», «Мина» удаляется, а «Сапёр» остаётся. «Граната» тоже бьёт «Мину», но при этом самоуничтожается.
- Когда любая фишка (кроме «Гранаты») атакует «Флаг», это захват «Флага» и победа.
- Если все фишки игрока заблокированы, он пропускает ход. Потеря игроком всех подвижных юнитов обычно означает проигрыш, однако если у противника нет возможности взломать его оборону (скажем, подступы к «Флагу» преграждают «Мины», а у противника не осталось ни «Сапёров», ни «Гранат»), фиксируется ничья.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Стратегия заключается в том, чтобы как можно выгоднее расположить свои юниты, сохранив «специалистов» для прорыва к «штабу» противника и заминировав подступы к своему. В первых рядах ставят слабые фишки, подкрепляя их сильными. «Сапёров» лучше сохранить для решающего штурма в тылу или в «лагерях». Но следует помнить, что одно из главных преимуществ «Сапёра» – это скорость его передвижения по «железной дороге», а на выход фишки из «лагеря» придётся потратить ход или два.
Тактику же можно варьировать бесконечно. Одни игроки предпочитают использовать малые летучие отряды, другие давят всем фронтом, третьи выстраивают глубоко эшелонированную оборону и ждут подходящего момента, а есть и такие, кто стремится запутать противника хаотическим чередованием слабых и сильных юнитов, надеясь на удачу. Универсальной стратегии победы не существует, но можно дать начинающим игрокам несколько полезных советов.
После предварительной разведки начинаются активные столкновения. Первая фаза – самая динамичная, поскольку все фишки в ней движутся по «железным дорогам» и сразу вступают в бой. В разгар битвы противники активно используют нейтральные «лагеря» для манёвров и перестроений своих войск и прорывов к вражеским «штабам.
Эндшпиль труднее всего. «Штаб» прикрывают «Мины», поэтому несколько сильных фишек расчищают дорогу, после чего «Сапёр» совершает молниеносный марш-бросок по «железной дороге», обезвреживает «Мину» и врывается в «штаб». Но даже при самой умелой игре остаётся интрига, в каком из «штабов» скрывается «Флаг»! И нередко бывает так, что последний «Сапёр» гибнет при штурме подставного «штаба», и противник начинает контратаку.
При таком раскладе полезно ликвидировать в ходе боя вражеского «Маршала», после чего противник вынужден будет выдать, где скрывается его «Флаг». После этого можно бросить все силы на штурм настоящего «штаба». Всё усложняется тем, что «Маршал» – фигура мощная, сродни ферзю в шахматах, а игроки не видят фишек друг друга и вынуждены «вычислять» их методом проб и ошибок. Для этого нужны хорошая память, трезвый расчёт и умение рисковать. При кажущейся простоте система гибкая и вариативная, а игра получается захватывающая и всякий раз другая.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ
А теперь самое интересное.
Каждый игрок видит только свои фигуры, и результат «боевого столкновения» становится известен только после, а не до него. Даже после «гибели» фишки игроки не раскрывают её ранг – такая секретность придаёт дополнительную интригу этой весьма необычной игре. Такой вариант правил предполагает участие третьего игрока, который исполняет функции судьи, определяя, какая из двух фигур слабее и должна уйти. «Туман войны» над доской рассеивается медленно, и игрокам есть над чем поломать головы. А вот судьёй быть скучно: сиди и сравнивай, чья взяла.
Всё это, вкупе с иероглификой, мешает продвижению игры в России: я буквально по пальцам могу пересчитать случаи, когда кто-то захотел сыграть в военные шахматы второй раз. Это печально, поскольку не самые сложные правила, необычный геймплей, логическая красота и идеальный баланс снискали этой игре огромную популярность в Китае и на Западе, где выпускаются сходные игры («Стратего» и другие).
Эти проблемы и взялась решить фирма «Giiker».
Идея, которая ею реализована – это игра с «помощником», то, что называется «smartboard». Благодаря электронной начинке необходимость в судье отпадает: в каждую фигуру встроен микрочип, в котором «прописан» её ранг, а посередине игрового поля находятся слоты для их сравнения. Игрокам достаточно установить в них нападающую и обороняющуюся фишки (всё равно, куда какую) – и программа сама определит слабейшую. Процесс сравнения визуально прост и интуитивно понятен, даже ребёнок без подсказок разберётся, что к чему: после коротких светового и звукового сигналов сильная фишка подсвечивается зелёной рамкой, а слабая – красным крестиком. Даже дальтонизм игре не помеха. Тестовые слоты подмагничены, фишки стоят в них уверенно, распознаются быстро, а если звук мешает, его можно отключить.
В случае, когда с доски уходят обе фишки, оба слота подсвечиваются красным крестиком.
Правило «выдачи флага» реализовано так же просто и понятно. В случае «гибели» фишки «Маршала» крестик под нею не просто светится, а мигает. Фишку «Флага» достаточно положить плашмя, чтобы она стала видна обоим игрокам: в конструкции слота «штаба» предусмотрена такая возможность.
Наконец, когда одна из фишек захватывает «Флаг», играет короткая победная музыка, а зелёная рамка также мигает, и это победа!
Должен сказать, что идея «электронного судьи» реализована прекрасно. Сравнение фишек проходит быстро и без проволочек. При средней сложности играбельность высокая, игру нельзя назвать скучной или неинтересной: интрига соблюдается до самого конца. Игра идёт в хорошем темпе, хотя игроков никто не подгоняет: без активации фишек заряд батареи не тратится, и можно думать сколько угодно; более того – в игре вообще нет выключателя питания, он тут просто не нужен!
Очень остроумно решена проблема отключения звука, хотя догадаться без инструкции, как это происходит, можно только случайно: на доске нет никаких кнопок и рычажков. Нужно просто установить в сравнительные слоты фишки обоих «флагов» (ситуация, которая в игре никогда не происходит) – и звук включается или выключается.
Разработчики не стали множить сущности и прописывать цвета фигур. То есть программа не видит разницы между, допустим, «Майором» серых и «Майором» жёлтых. Это позволяет в любое время сравнить две своих фигуры, если ты не уверен, какая сильнее, или забыл, что означает тот или иной иероглиф.
Дизайн игрового набора отличается строгой функциональностью и простотой на грани изящества. На доску приятно смотреть, на ней удобно играть, а компоновка, вес и размеры позволяют носить её с собой. Процесс игры приятно удивляет. Не только я – все, кто поучаствовал в тестировании этого набора, захотели приобрести его себе в коллекцию. Конечно, можно обойтись планшетной версией, но игра на интерактивной доске вызывает больше приятных эмоций.

КОНСТРУКТИВНЫЕ МИНУСЫ
Теперь о минусах, которые, к сожалению, тоже имеются.
Прежде всего эргономика.
В оригинальной версии контрастная разметка на белом фоне очень яркая. Здесь же разметка путей движения фишек рельефная, чёрное на чёрном, и неопытным игрокам не всегда понятно, где кончается железная и начинается обычная «дорога».
Жёлтые вставки хорошо различимы, но это «осиное» сочетание чёрного и жёлтого подсознательно вызывает у человека чувство опасности.
Игровые юниты маловаты и рассчитаны на детские пальцы, у каждого есть реборда, и их легко выронить во время хода и «засветить». Это усугубляется тем, что в базовых слотах они держатся не очень уверенно и при сотрясении падают. А вот в круглые слоты безопасных «лагерей» фишки входят легко, без усилий и держатся там хорошо.
Второй недостаток касается электронной начинки.
Несколько раз происходило так, что программа не могла сравнить фишки: после тестовых сигналов индикаторы гасли. Инструкция рекомендует в таких случаях убедиться, что сравниваются актуальные фишки (а не, скажем, две «Мины»), а если всё в порядке – почистить контакты, но это не всегда помогало. Я бы списал всё на сырость и пыль, но этим недостатком грешат оба присланных комплекта, даже запакованный. В защиту игры надо сказать, что, если покачать фишки или поменять их местами, программа рано или поздно справляется.
Наконец, третья проблема: иероглифика и ранг фишек.
Трудно придумать обозначения, такие же значимые, лаконичные и ясно читаемые, как китайские иероглифы, однако научиться их различать – для европейца непосильная задача. К каждой игре придётся прилагать шпаргалку или фишки с иными обозначениями.
В военных званиях тоже не каждый разбирается. Заменить их на цифры не позволяет общая концепция: вся прелесть этой настольной баталии растворится в сухой бухгалтерии. Выпускать же адаптированные комплекты с буквенно-цифровыми пояснениями по типу маджонга не позволяет малый размер фишек.
Помимо прочего, можно предположить, что девочек эта игра не заинтересует: вся эта иерархия военных чинов и званий им совершенно чужда и даже отвратительна. Заменить же её на цветовые обозначения или сказочных персонажей вроде фей и розовых пони, значит ещё больше запутать играющих и «расколоть» потребительскую аудиторию на «женскую» и «мужскую».

РЕЗЮМЕ
Подведём итоги.
Сама игра очень хороша, здесь обойдёмся без оценок. Если вникнуть в правила и пользоваться адаптированным комплектом, она доставит вам немало приятных часов (а если возьмёте за труд выучить иероглифы, то будете немного знать китайский).
Идея сделать смартборд великолепна, да и реализация не подкачала: за дизайн и исполнение игрового набора можно ставить 5 с маленьким минусом – за слишком мелкие юниты и периодические зависания.
Новое время диктует новые правила. Появляются новые версии старых игр. Вернут ли они популярность традиционным настолкам, или их в итоге вытеснят планшетные версии? Трудно сказать. Фирма «Giiker» пока ещё мало известна у нас, а разработки у них весьма оригинальные. Хотелось бы увидеть и что-нибудь новое. Не важно, что это будет – «морской бой», «стратего» или «мемо», а может, «умные» доски для го, сёги и шахмат с автоматическим контролем времени и возможностью записи ходов… Кто знает, куда заведёт нас конструкторская мысль!
В любом случае компания «Русский медвежонок» полна решимости стать дистрибутором этого производителя в России и активно работает над портированием люжаньци на русский язык. Хочется пожелать им удачи и креативных решений, поскольку в целом реализация игры, повторюсь, замечательная. В перспективе это сотрудничество может быть очень плодотворным, и, если доступно разъяснить потребителю довольно простые правила и решить коммуникативную проблему, такой комплект имеет шанс появиться в каждой второй российской семье.
Над этим и работает компания «Русский медвежонок».

Дмитрий Скирюк

ТУМАН ВОЙНЫ: Обзор набора китайских военных шахмат – люжаньци с уникальной
ТУМАН ВОЙНЫ: Обзор набора китайских военных шахмат – люжаньци с уникальной


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрел недавно военную драму узбекских и белорусских кинематографистов "УЗБЕЧКА". Фильм рассказывает об истории девушки-снайпера – восемнадцатилетней узбечки Джамили, выпускницы стрелковой школы. В основу сюжета легли реальные события. Прототипом главной героини фильма ...
 К вопросу о единоверии. Говорят некоторые - что Россия единоверная Грузии страна. Если разобрать эту спорную формулу на составляющие, то косвенным подтверждением сему должно служить наличие в России института Русской Православной Церкви - как ...
Подборка бытовых впечатлений о происходящем в ДНР от одного из местных военнослужащих. Авторская стилистика сохранена. Зарисовки из Донецка. Мои разговоры по Skype с армейским товарищем, проживающим в Донецке. Не всё из изложенного вписывается в нарисованные СМИ слащавые или, на ...
Каждому из нас известны мучения в выборе подарка перед походом на очередной день рождения или какой-нибудь другой праздник. Конечно, можно зайти в магазин и купить первую попавшуюся безделушку. Или достать из заначки такую же безделицу, но полученную самим по аналогичному поводу. Как сказ ...
Сейчас все показывают «портреты городов», отрисованных вроде как нейросетью Midjourney. Я сначала увидела это в подмосковном телеграм-канале, там только наши, города области. А затем и пост Марины с городами России— значит эта тема мгновенно проскакала везде. Но я покажу нашенских, ...