"Тссс! Никому не говори, что летали на сверхзвуке"


Разгадка на пост «Юмор нашего города» про «будильник» с числом Маха на приборной доске британского бомбардировщика Хендли-Пейдж «Виктор». Подсказка была во фразе "сверхзвук" - "несверхзвук", "форсаж" - "нефорсаж" :-)
На сверхзвук «Виктор» залетел во время испытаний на полет с …выключенными двигателями!
Подобные испытания проводятся практически на всех многомоторных самолетах для определения возможности держаться в воздухе при отказе одного-двух двигателей. На опытном «Викторе» в полете должны были выключить два из четырех двигателей и проверить, не «свалится» ли самолет. Дело было в «золотую эпоху» реактивной авиации – бились по чем зря. Поэтому экипаж предпринял все возможные меры безопасности до выключения двух двигателей в полете: набрал большую высоту, перевел самолет на планирование с небольшим углом (хотя это вроде противоречило целям испытаний) и вывел два работающих двигателя на максимал.
Два двигателя выключили и, стараясь не шевелить особо «ластами», вышли на «режим». Самолет на двух двигателях держался в воздухе хорошо…
Вот... Только об одном забыли: при включении и выключении двигателей в них очень часто скапливается горючее, «истекающее» обычно через сопло… Которое превращается, превращается которое… в форсажную камеру! Что из этого бывает, было в записи про сгоревший F-35 и обгоревшие уши пилота: В попу надуло
И так, выполнив задание, экипаж «Виктора» перевел дух и дал «зажигание» остановленным движкам. При этом, напомню, работавшие двигатели и так были на максимале. В момент включения двигателей топливо в их соплах «дожглось», и самолет полетел на незапланированном форсаже, дав пилотам креслами под зад… Махометр тут же вылетел за пределы измерений. Уже на земле экипаж порадовали, что слышали характерный грохот от самолета, летящего на сверхзвуковой скорости!
Так «Виктор» стал на тот момент самым большим сверхзвуковым самолетом в мире!
Вообще, говоря о сверхзвуковых самолетах, специалисты отмечают, что многие из них «сверхзвуковыми» являются на бумаге: полет на сверхзвуке у них часто очень ограничен по времени (по топливу или даже по тепловому нагреву), а с боевой нагрузкой порой в принципе невозможен.
Поэтому, если кто-то из авиафирм хвастает, что, типа, у них возможен модный сейчас «бесфорсажный» сверхзвук – реально это скорее всего «аттракцион», несвязанный с реальной эксплуатацией самолета.
Вот, не помню, писал ли здесь про воспоминания одного американского летчика-испытателя о полете на Су-27?
Вкратце: дело было на Незалежной, предлагавшей свеже потыренные советские «сушки» по цене металлолома кому угодно. Ну, американцы и озаботились. Только попросили представить товар лицом: провести демонстрационные полеты по заданной программе. Американец вылетел на спарке Су-27 с украинским пилотом. Подвесок под самолетом не было. По плану должны были набрать где-то 7 км, разогнаться на форсаже до М=1,5 и потом, выключив форсаж, подняться еще до 10-12 км. Набрали 7 км, дали форсаж, разогнались до нужного «Маха», выключили форсаж… К удивлению американского пилота скорость полета упала, но оставалась сверхзвуковой – порядка М=1,2. На этой скорости «сушка» набрала (!) еще высоту до 12 км. После выполнения «режима» Су-27 успешно вернулся обратно на аэродром, идя на той же скорости М=1,2! То есть обратно с полигона вернулись гора-а-а-аздо быстрее. Не, понятно, что самолет «голый», да еще «спарка» - легкий, но все же!
Тут американцев и «ахиджакнуло»: «Надо брать!»

Бывшая наша "сушка" где-то над Невадьщиной
Поэтому, когда шведы говорят, что их кто-там летал на бесфорсажном сверхзвуке – можно только хмыкнуть: «Ха, всего четверо!»